?

Log in

No account? Create an account
Киприан Шахбазян's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends]

Below are 20 journal entries, after skipping by the 20 most recent ones recorded in Киприан Шахбазян's LiveJournal:

[ << Previous 20 -- Next 20 >> ]
Thursday, October 10th, 2019
8:07 am
Временные истины.

«Автокефалия или автономия дается всей Церковью через посредство решений Вселенского Собора. Если же по каким-либо причинам немедленный созыв Вселенского Собора невозможен, Вселенский Патриархат, как координатор всех Православных Церквей, дает автокефалию или автономию ПРИ предварительном УСЛОВИИ ОДОБРЕНИЯ С ИХ СТОРОНЫ».

Read more...Collapse )

Monday, September 30th, 2019
8:50 am
Методология В.Н. Лосского.
Довольно верное, хотя и неполное изложение методологии Лосского.....

С. В. Никитина

Основные методологические принципы В. Н. Лосского

Особое место трудов Владимира Николаевича Лосско­го (1903-1958) в православном богословском наследии XX века в значительной степени обусловлено характерными для них глубокой методологической рефлексией и последователь­ной установкой на приложение сформулированных методо­логических принципов к решению широкого круга богослов­ских задач. Принятая В. Н. Лосским методология определяет как развитие, так и итоги его богословской мысли и имеет решающее значение для ее понимания. В этой ситуации ни­какое содержательное рассмотрение богословского наследия В. Н. Лосского немыслимо без учета его основных методоло­гических установок.

Настоящая статья посвящена выявлению, систематиза­ции и упорядоченному представлению таких основополагаю­щих для богословия В. Н. Лосского методологических принципов, как опора на опыт богообщения, осноеанностъ бого­словия на вере, экзистенциальная вовлеченность и свободное использование философских средств.

Ну, и так далее: https://mospat.ru/church-and-time/437

Кое-какие дополнения можно посмотреть здесь: https://kiprian-sh.livejournal.com/393880.html

Friday, September 27th, 2019
8:13 am
С Праздником, православные!
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Saturday, September 21st, 2019
10:33 am
О ПЕЧАЛОВАНИИ. Продолжение.
Интересная и показательная, как мне кажется, беседа в комментариях: https://kiprian-sh.livejournal.com/526405.html?thread=19290949#t19290949
Повторю, я не знаком с материалами дела, поэтому и судить о нем не могу. Но кто знаком? Уровень "знакомства" с делом моего собеседника такой же, как и мой. Но он почему-то судить берется.... Как, по-видимому, и подписавшие Письмо клирики.
6:03 am
с Праздником!
Всех православных поздравляю с праздником Рождества Богородицы!

Wednesday, September 18th, 2019
10:22 am
О ПЕЧАЛОВАНИИ.
Пара слов об "Открытом письме священников в защиту заключенных по «московскому делу»" (https://www.pravmir.ru/otkrytoe-pismo-svyashhennikov-v-zashhitu-zaklyuchennyh-po-moskovskomu-delu/).
Я не знаком с фактической стороной дела, о котором ведут речь подписавшие Письмо. Поэтому высказываться о правоте/неправоте суда мне не следует. А вот Письмо я прочитал, о нем сказать могу.
Скажу, что мне неясно, почему у письма исполняющих "пастырский долг печалования о заключенных" не указан точно адресат, к которому они обращаются. Перед кем, собственно, печалуются? В Основах социальной концепции РПЦ сказано:
"Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или письменное обращение к органам государственной власти различных ветвей и уровней со стороны соответствующих церковных инстанций".
Положим, и несколько десятков священников могут считать себя, хотя бы отчасти, церковной инстанцией. Однакоже обращаются они, по сути, к "российским гражданам" и непоименованым "людям, облеченным судебной властью и несущим службу в силовых структурах нашей страны" с общими благопожеланиями. То есть адресат "печалования" неочевиден.
Во-вторых, как один из российских граждан я должен бы получить хоть какую-то объективную информацию о фактической стороне дела. Однако ничего, кроме голословных утверждений, я не увидел.
Впрочем, я не вполне прав. В Письме есть и нечто конкретное:

Read more...Collapse )
Wednesday, August 28th, 2019
6:02 am
С Праздником!
Всех православных поздравляю с праздником Успения Неусыпающей!
В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Thursday, August 22nd, 2019
8:14 am
КТО НАШ И КТО НЕ НАШ.
«Кто верует и исповедует, что сей триипостасный Бог всесовершенный, по свободной воле Своей, без всякой внутренней и внешней какой-нибудь необходимости, в шесть дней единым словом Своим сотворил мир сей, не сливаясь с ним, но пребывая в Себе целым и неизменным, хотя и вездесущ есть и все исполняет, тот — наш».
«Кто отвергает Божественное творчество и промыслительность и держится того убеждения, что мир со всеми в нем тварями произошел самослучайно и управляется сам собою, – тот не наш».
Свт. Феофан Затворник (Созерцание и Размышление (Записи и мгновенные откровения святого затворника Феофана). Кто наш и кто не наш).

Так вот. Насчет анафем.
Read more...Collapse )
Tuesday, August 20th, 2019
8:52 am
О ГРАНИЦАХ ПОЗНАНИЯ.
«есть люди, которые ожидают слышать нечто большее, чем сколько может выразить человеческое слово, и считают недостаточным познаваемое только отчасти» (свт. Александр Александрийский. Послание к Александру, епископу константинопольскому. // Деяния Вселенских соборов. Т. 1. С 27).
Monday, August 19th, 2019
4:49 am
С ПРАЗДНИКОМ, ПРАВОСЛАВНЫЕ!
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение!

Wednesday, August 14th, 2019
7:23 pm
БОГОСЛОВСКО-МЕДИЦИНСКОЕ....
С удовольствием соглашаюсь с диагнозом "ПГМ" (православие головного мозга). Но замечаю — не без зависти — что некоторым можно поставить еще более славный диагноз — "ИПГМ" (истинное православие головного мозга)
9:15 am
С Праздником, православные!
Всех православных поздравляю с праздником Происхождения (исхождения) Древ Честного Животворящего Креста Господня и началом Успенского поста!

Tuesday, August 13th, 2019
6:01 pm
Умер Николай Гаврюшин
Умер Николай Константинович Гаврюшин, профессор МДА. Человек интереснейшей судьбы. Автор глубоких работ. Я имел честь быть лично с ним знакомым. Был у нас совместный проект, который, к сожалению, так и не воплотился. Виделись мы всего несколько раз, но очень тепло, душевно общались. Несколько лет активно переписывались. А потом резко разошлись во мнениях по одному вопросу, и общение прекратилось. Больше — по моей вине, из-за моей гордыни.
Недавно он на ФБ поставил лайк моему комментарию. Я обрадовался, но.....
Открыл сейчас подаренную им книгу, где на титульном листе написано: "Киприану Шахбазяну, с любовью о Господе. Н.К. Гаврюшин" — и горько мне. Простите меня, Николай Константинович!
Упокой, Господи!
12:40 pm
Заблуждение vs ересь.
Среди моих собратьев по ПГМ довольно часто встречается непонимание разницы между ошибочным мнением и ересью. Но если эти вещи не различать, то православных может и вовсе не остаться :) Никто из нас не гарантирован от заблуждения, незнания чего-то....
Давайте отдавать себе отчет в том, что ересь — не просто заблуждение, сознательное отвержение вероучительной истины. Что предполагает, прежде всего, знакомство с нею. И выбор (собственно, это одно из значений слова αἴρεσις).
Вот что говорит об этом в «Отечнике» свт. Игнаний (Брянчанинов):
«Собственно же ересь возникает тогда, когда богослов, зная ясно выраженное учение Церкви, противопоставляет ему своё. Ересь — это бунт против учения Церкви. Это обстоятельство делает понятным случай, происшедший с аввой Агафоном: Желая испытать смирения старца, к нему пришли монахи и обвинили в тяжких грехах. Пока о нем говорили как о блуднике или ленивце, старец соглашался и лишь просил помолиться о нем, грешном. Но вот один из испытующих добавил “А еще говорят, что ты – еретик”. “Ну, нет — только не еретик” — вдруг слышит он в ответ резкое возражение. Братия, пояснив старцу истинную цель своего прихода, спросила старца — почему он многие грехи за собою признал, а обвинение в ереси сразу отверг. Старец же ответил, что все грехи человеческие — от слабости, и нет человека, который хоть в какой-то мере не поддавался им. “Ересь же не от слабости, а от упорства воли”».
Saturday, August 10th, 2019
11:15 am
Жечь ли доски, которые раньше были иконами?
«– Геронда, а если на какой-то доске раньше была икона Христа, Божией Матери или какого-то святого и краски от времени стерлись, то должны ли мы все равно ее лобызать?
– Да, конечно! Когда человек с благоговением и горячей любовью лобызает святые иконы, он как бы вбирает, впитывает [в себя] краски этих икон, и в нем самом, внутри, изображаются эти святые. Святые радуются, «отрываясь» от бумаг и досок и запечатлеваясь в человеческих сердцах» (Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Часть Вторая. О Подвижничестве и Благоговении. Глава четвертая. Благоговением приводится в умиление Бог).

Обратим внимание, что речь идет не об иконах, на которых, при некоторых утратах красочного слоя, все-таки сохраняется образ, то есть подобие первообразу. Нет, речь идет о досках, которые раньше были иконами.
Относительно таковых есть ясное учение Церкви:
«Если поклоняюсь изображению креста, устроенному из какого бы то ни было вещества, то почему не буду поклоняться изображению Распятого, Который и показал спасительную силу креста? А что не веществу поклоняюсь, ясно; ибо когда бывает разрушено изображение креста, сооруженнаго, если бы и случилось, из дерева, то дерево я предаю огню, равным образом и вещество икон» (прп. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы и изображения, 2, XIX)[1];
«Если бы дереву иконы покланялись, как Богу; то непременно следовало бы покланяться и остальным деревам; потому что если бы покланялись дереву иконы, то иконы не следовало бы сжигать и тогда, когда на ней совершенно уничтожится изображение. И еще: пока два куска дерева, составляющие крест, сложены крестообразно, до тех пор я покланяюсь этому образу ради распятого на нем Христа; а когда они отделены друг от друга, я бросаю их и сжигаю» (VII Вселенский собор. Деяние IV)[2];
«Святым иконам поклоняются не ради вещества, но ради их подобия изображаемому. Поэтому отцы настоящего (VII Вселенского — К.Ш.) Собора в частных собеседованиях сказали, что, когда деревянный Крест разрушится, его сжигают, и когда краски и изображение на иконах совершенно испортятся, доску сжигают, как ненужное дерево» (Прп. Никодим Святогорец. Пидалион)[3].

Но прп. Паисий не знал, видимо, об этом учении. Бывает. Но вот еще в ответе он излагает странное учение о некоем приобщении святым через «вбирание, впитывание» лобызающими «красок этих икон», воспроизводя, видимо, идеи, повлекшие в свое время (в IX веке  точно) странную практику:
«Некоторые священники и клирики соскребали краску с икон, смешивали ее с евхаристичным хлебом и вином, и причащали этим христиан после Литургии» (Письмо императоров Михаила II и Феофила Людвигу Благочестивому)[4].

В общем, это все печально....
PSCollapse )
Friday, August 9th, 2019
9:56 am
О ТВОРЧЕСТВЕ, НАЧЕТНИЧЕСТВЕ И ПЛАГИАТЕ.
«Сам Иосиф был несравненным начетчиком, и в Волоцком монастыре было богатое собрание книг. “Богодухновенные писания вся памятию на край языка имый”, говорили о нем. И не так уже важно, что эту начитанность он приобрел скорее из разных сборников и отечников, чем из полных собраний отеческих творений. Но при всей своей книжности Иосиф равнодушен к культуре. Или точнее сказать, в культуре он только то приемлет, что подходит под идеал благочиния и благолепия, но не сам пафос культурного творчества. Вот почему осифляне совсем не редко воздвигали величественные и художественные храмы, и украшали их вдохновенным иконным письмом. Но к бо­гословскому творчеству оставались недоверчивы и равно­душны. Именно от этого равнодушие и сам Иосиф не выходит за пределы своей начитанности, остается только на­четчиком. Весь его “Просветитель” ведь почти без остатка разлагается в ряды выборок и свидетельств. “Книгу эту едва ли даже можно назвать самостоятельным или в строгом смысле русским произведением”, заметил даже сдержанный казанский издатель. Свое сказывается только в выборе или подборе чужого. В этом выборе Иосиф был скорее смел, не останавливается и перед новизной, даже западной, готов подходящее взять и из западного источника...
<…>
Богословский запас писателей-осифлян не был мал или узок. В первоисточниках вероучения, в Писании и в отцах, лучшие из них были опытны и искусны. Сам Иосиф, еще свободнее митр. Даниил, располагали достаточным богословским материалом. Нельзя говорить о скудости данных. И не исчерпывает вопроса и ссылка на то, что они были только начетчиками, — ибо и их противники, в известном смысле, были ведь тоже начетчиками. И не только “Просветитель”, но и “Предание ученикам” преподобного Нила построены скорее как сборник или “цепь”, чем как самостоятельное рассуждение...» (Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия, I, 6).
_____________________________________
Вот интересно, а где и у кого прот. Флоровский вообще почерпнул идею "богословского творчества", "самостоятельного рассуждения"? Замечал ли он, что столь высоко почитаемый им свт. Григорий Палама, опровергая доводы оппонентов и излагая православное учение, приводит множество цитат (напр., в Антерретиках против Акиндина их сотни) из свв. отцов, решительно настаивая на абсолютном отсутствии у себя всякой самостоятельности?

PSCollapse )
Friday, August 2nd, 2019
8:21 am
Богословия изряднейший учителю, догматов веры премудрый изъяснителю....
Тропарь святителю Сильвестру (Малеванскому), епископу Каневскому (†1908):
Богословия изряднейший учителю, догматов веры премудрый изьяснителю, юношей во благочестии наставниче и Киевския Академии всетвердое основание, Сильвестре пречудне, моли Христа Бога спастися душам нашим.
(https://ustavschik.livejournal.com/269937.html)
_______________________________________
В отношении свт. Сильвестра отныне нет никаких сомнений в вероучительном авторитете его сочинений, и прежде всего -- пятитомного «Опыта Православного Догматического Богословия».
Молю Господа и надеюсь, что когда-нибудь Церковь столь же ясно и твердо скажет о митр. Макарии (Булгакове), без влияния «Православно-догматического Богословия» и «Устава Духовных академий» (написанного под руководством митр. Макария) которого могло бы и не быть труда свт. Сильвестра. 
Thursday, August 1st, 2019
11:31 am
ПАМЯТКА ПОЛИТИЧЕСКИМ ЭКСПЕРТАМ И АНАЛИТИКАМ ;)
«Мы можем наговорить много, может быть, верного, может — неверного; истинное же, достоверное и твердое принадлежит Богу» (Свт. Ириней Лионский. Против ересей, кн. II, гл. XXVIII, 2)
10:38 am
Реакция соцсетей на пожары

Отступаю от своего правила отказаться от политических новостей. Это мое отступление связано с чрезмерно, на мой взгляд, горячей активностью некоторых моих друзей в соцсетях по спасению Сибири (и — шире — всей России, а то и всего мира) от грядущих последствий ужасных пожаров в Красноярском крае. Активность оказалась настолько горячей, что стала, кажется, вовсе чужда объективности. А объективность предполагает внимание к разным источникам. Я отнюдь не утверждаю, что текст по ссылке — безусловная истина. Однакоже стоит обратить внимание и на него, тем паче источник вполне рукопожатный.
Вот ссылка:
https://www.rbc.ru/business/31/07/2019/5d40771c9a79473112fb55f0?from=from_main 
Thursday, July 25th, 2019
11:33 am
Помилуй его, Господи.....


Повторю свою старую запись.
Любили Высоцкого, да. Так уж никогда и никого любить не будут, чтоб -- всей страной...
Помню, как узнал о его смерти.
Мы с другом моим -- ныне покойным -- Демидом (Сашей Демидовым) выпивали. Да чего там -- выпивали... Пили. Если уж мы с Демидом собирались вдвоем, то слово "выпивать" казалось эвфемизмом. На пивняке под названием "Мулен Руж" (так он назывался, потому что находился рядом с худграфом; название было признаваемо не только студентами-художниками, а всеми в округе, многими в городе и даже таксистами) мы познакомились с каким-то парнем. Он с нами увязался продолжать и оказался у Демида дома. Демид сразу сел к "фоно" (он прекрасно играл на пианино и пел). После второй бутылки портвейна "Кавказ" ("второй" -- если считать те, что пили уже у него) Демид запел шутейные песни Высоцкого. Я в меру сил подпевал. После третьей -- запели "Баньку". И тут вижу -- наш новый знакомый плачет. Горько так плачет... "Во как песня подействовала! Или сильно пьяный..." -- подумал я. И смотрю на него вопросительно. А он говорит:
- Вчера ж Володя умер.
Демид засмеялся:
- Та он уж раз сто умирал!
- Не, правда. Вражьи голоса говорили.
Я рванул к телефону. Я не верил, конечно, но что-то вдруг во мне сказало, что... Не знаю, что. Я позвонил еще одному своему другу Леше Подкопаеву. Он-то точно должен был знать.
- Лешик, слушай. Тут человек один говорит...
- Да.
- Да?
- Да, Карушик.
Вот так я и узнал.
В мае следующего года мы с Лешей собрались сделать спектакль памяти Высоцкого. И начался отсчет времени, остающегося до моего решения идти в армию.
________________________
Господи, помилуй нас грешных....
[ << Previous 20 -- Next 20 >> ]
My Website   About LiveJournal.com