Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Вера Католической Церкви

Почитал эту книгу (http://agnuz.info/app/webroot/library/260/77/index.htm), дающую, по словам О. Тимоти Рэдклифа, Настоятеля Ордена Проповедников, "ясное и четкое представление о вероучении Церкви, и к тому же такое, которое открыто вопросам, возникающим в наши дни".
Что сказать? Это надо знать, чтобы понимать, что богословский диалог сегодня ведется с людьми, вероучение которых имеет мало общего с традиционной верой КЦ. Все термины сохранены, но смысл их уже совсем другой. И этот другой смысл -- отнюдь не православный; он отстоит от вероучения Церкви гораздо дальше и радикальнее, чем вера, например, Фомы или папы Пия XII.
Вот примеры:

Иисус Искупитель
"Этот Божий Замысел о спасении через предание на смерть "Праведника, Раба" (Ис 53:11) был возвещен в Писании заранее как тайна всеобщего искупления, то есть выкупа, который избавит людей от рабства греха"

(Катехизис, 601)

В обществе того времени, всякого, кто попадал в рабство из-за долгов, мог освободить родственник, заплатив за него требуемую цену. "Искупить" — значит "выкупить". Когда в Новом Завете употребляется слово Искупитель, а Его смерть называется искуплением— значит ли ото, что Он приобрел нам свободу у Бога, выкупил из рабства?

Страдания Иисуса Христа были тяжким трудом, предпринятым из любви, и можно сказать, что этот труд заслуживал вознаграждения от Отца. Вознаграждением было не только прославленное Тело Иисуса по воскресении, но и прощение, дарованное нам, прощение, о котором Он молился. Однако понятие выкупа применительно к Его смерти не подразумевает некоего взаимодействия между Иисусом и Богом.

Ведь в Ветхом Завете Сам Бог именуется Искупителем. В ветхозаветном законе имущество, отчужденное от семьи, владевшей им, (в том числе — рабов), выкупал кровный родственник за соответствующую цену. Поэтому слово "искупитель" могло означать и "кровный родственник". Когда Исайя называет Бога Искупителем Своего народа (44:22-24) — этим подчеркивается близость Бога к Своему народу, Его забота о нем. Он — родственник, так же, как Он — муж, отец и мать Своему народу. Это выражение говорит и о Его могуществе, власти освободить Свой народ. Однако понятие об уплате цены остается за его пределами, когда оно применяется не к человеческой жизни, а к Богу. Нет никого, кому Он должен платить, Он освобождает Свой народ Своею властью, которой Он вершит судьбы народов (Ис 52:3-6).

Когда Новый Завет именует Иисуса Христа Искупителем, то тем самым к Нему применяется Божий титул, Ему приписывается Божие действие. Божие дело освобождения Его парода должен исполнить Христос. Подчеркивается Его близость к Своему народу, Его забота о нем. Он не просто как родственник, Он в буквальном смысле наш Брат. Он дарует нам свободу от сатаны, греха и смерти, но не при помощи какой-либо сделки, а Божественной силой, действующей в Его Страстях.

Поэтому название "Искупитель", если правильно его понимать, утверждает поразительную истину: Иисус Христос, Брат наш, освобождает нас, умирая за нас. Он — наш Избавитель. Мы призваны разделить с Ним Его победу Мы можем это сделать, побеждая несправедливость или болезнь, голод или невежество. Но больше всего мы участвуем в победе Христа, когда живем, как люди, освобожденные от грехов -когда мы щедры, а не алчны, добры, а не жестоки и тому подобное. Живущий в согласии с этими, истинными ценностями, идет на то, чтобы разделить с Христом Его страдания, которые и стали Его победой над злом.

Муки адские

" Христос умерший, соединенный душою со Своим Божественным Лицом, сошел в жилище мертвых. Он открыл праведникам, которые Ему предшествовали, врата неба."

(Катехизис, 637)

В Восточных Церквах Воскресение Христово обычно не изображают, правильно изобразить его невозможно; все-таки ни один из Его учеников не видел, как оно произошло в тишине закрытой гробницы. Победа Его над злом и смертью изображена па иконе "Муки адские". Такие изображения можно найти и в западном средневековом искусстве, хотя они и слабее. На Востоке изображали, как Христос, в торжестве величия, часто — с крестом, который представляет собой столп победы, ломает врата ада и разбивает его засовы, попирает сатану и вытаскивает Адама, Еву и всех праведников, умерших в надежде на Его пришествие.

Икона эта изображает одновременно несколько событий — так бывает в живописи и поэзии. В 1 Послании Петра (3:19) мы читаем, что после Своей смерти Иисус проповедовал находящимся в темнице духам. Традиционное толкование этих таинственных слов гласит, что Он дал понять восставшим против Бога ангелам, что они побеждены, а мы избавлены от их власти.

С самых ранних времен церковной истории считалось, что друзья Божии, умершие до того, как умер Христос, не могут войти в присутствие Божие до тех пор, пока Он не выведет их туда. Он должен быть первым. Поэтому предполагалось, что они находятся не в аду, отчужденные от Бога, а в лимбе — в некоем ожидании того времени, когда Христос сможет разделить с ними созерцание Бога. Считали, что Адам и Ева покаялись, и находятся среди друзей Божиих в лимбе.

Но, являя Адама, Еву и их семейство в аду среди бесов, и Христа, освобождающего их от этого ада, икона говорит о том, что Он обрел освобождение для всего человеческого рода. Если бы мы были оставлены во грехе, если бы смерть и воскресение Христовы не вернули нас к Богу, мы все постоянно находились бы в отчуждении от Бога. Христос спас нас от ада, который мы сами творим для себя.

Иисус Христос — Жертва

"Смерть Христова есть одновременно пасхальная жертва, совершающая окончательное искупление людей... и жертва Нового Завета, которая восстанавливает человека в общении с Богом, примиряя его с Ним... Эта жертва Христова — единственная, она завершает и превосходит все жертвоприношения".

(Катехизис, 613-614)

И наконец, рассмотрим смерть Иисуса Христа как жертву. В языческой религиозной практике часто считалось, что благосклонность богов нужно покупать, предлагая им что-нибудь драгоценное — вплоть до собственного ребенка, и что такие жертвы могут склонить богов к тому, чтобы они смотрели сквозь пальцы на грехи человека. А мы? Полагаем ли мы, что мы приобрели у Бога спасение, убив Христа, или что Сам Отец, когда убили Его Сына, побудил Себя не замечать наших грехов? Нет; когда смерть Христа в Новом Завете предстает перед нами как жертва, то смысл ее нужно искать в Ветхом Завете, а не в религиозной практике язычников.

В Ветхом Завете Бог отвергает человеческие жертвы. Он требует справедливости, и через пророков возражает тем, кто думает, что щедрыми жертвоприношениями можно купить Его благосклонность, не исполняя Его требований. Он не отвергает жертвоприношение вообще — напротив, Он велит или позволяет совершать разные обряды. Заметьте, что в иврите нет единого слова, обозначающего "жертву". Каждый обряд имеет собственное наименование, и отображает какую-то сторону наших отношений с Богом. Каждый из них, как бы пророчествуя, указывает на то, что завершатся они смертью Христа, которая введет нас в родственные отношения с Богом. Поэтому, называя смерть Христову жертвой, мы не столько описываем, как она "работает", сколько так или иначе указываем, что она совершает Божией силой, действующей в ней.

Некоторые ветхозаветные жертвы были "мирными жертвами" или "жертвами приобщения". Это что-то вроде общей трапезы, в которой кровь и лучшую часть жертвенного животного возлагали на алтарь, а священники и народ ели все остальное. Символизировали эти жертвы общность парода и его Бога; действительно, их совершали иногда, чтобы скрепить Завет, обетование взаимной верности. Христос сказал, что Новый Завет установлен в Его крови (Мк 14:24, Лк 22:20). Поэтому в Его смерти мы должны видеть величайший залог Божиего благоволения к нам, имеющего силу соделать нас верными Богу, устанавливающему общение между Ним и нами.

Иногда жертвоприношения предлагались в знак хвалы и благодарения. Некоторые из них полностью сжигали на алтаре, как бы даруя их Богу. Если ими подменялось послушание Ему, они были бесполезны; если же они послушание выражали, то были ценны; так подарки, которые мы делаем друг другу, могут быть знаками любви, а могут скрывать обман. Христос предложил Богу Себя Самого как "приношение... в благоухание приятное" (Еф 5:2), ибо то, что Он пошел на смерть, выражало послушание и любовь. Через Него нам сообщается сила любить Бога и повиноваться Ему, обратить всю пашу жизнь в служение, Ему посвящаемое.

Другие жертвоприношения приносили для того, чтобы разрешить человека от греха или ритуальной нечистоты (которая не всегда была следствием греховности), воспрещавших ему участвовать в храмовом богослужении. Ветхий Завет не говорит, как это действовало; нет никаких свидетельств о том, что смерть животного заменяла собой наказание для грешника. Иудеи обладали неким чувством таинственной силы, разрешающей от греха, и мы можем сказать, что сила разрешать от греха направляется к нам через жертву Христу, приближающую нас к Богу. Каждый год в День Искупления кровь козла и быка давала Первосвященнику возможность войти во внутреннее святилище. В Послании к Евреям апостол видит здесь пророчество о том, как Христос пройдет через смерть — в славу. Христос вошел прежде нас в истинное святилище, в присутствие Божие, Он — "первопроходец", и кровь Его исполнила то, чего не могли достигнуть ритуалы древности: обращение сердца, очищение совести, позволяющее нам служить Богу и надеяться, что мы разделим со Христом Его славу.

Наконец, история исхода из египетского рабства повествует о том, как началась для иудеев ночь избавления: они ели агнца (Исх 12). Иудейский праздник Пасхи, связанный с закланием агнца в храме и трапезой, во время которой иудеи ели его в своих жилищах, давал им возможность год за годом вновь переживать свое освобождение. Христос предстает как истинный Пасхальный Агнец; Он и умер во время Пасхи. Его крест и Воскресение — это наш путь через смерть к новой жизни; они освобождают нас от рабства греху и, в конце концов — от самой смерти. В нашем странствовании к жизни, которую Он завоевал для нас, мы можем снова и снова переживать Его Пасхальную тайну, участвуя в Пресвятой Евхаристии, которая для нас — то же, чем была для иудеев Пасха, и даже больше.
Tags: 2-й Ватиканский собор, Искупление, Последний экуменизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 142 comments