Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Папа, Кураев и Ориген






"Введение в христианство" Ратцингера

“Школьное богословие”

http://www.pravoslavieto.com/

history/20/1963_Kuraev/uchilishtno_bogoslovie.htm

Напомню, под какой формой учение о спасении чаще всего представляется христианскому сознанию. Оно основывается на так называемой теории сатисфакции, которая была выдвинута Ансельмом Кентерберийским на пороге Средних веков и с той поры играла для западного сознания все более определяющую роль. Даже в своем классическом виде, она не свободна от однобокости. Если же рассмотреть ту грубую форму, которую она приняла в восприятии широких кругов, перед нами предстает жестокий механизм, для нас все более неприемлемый... нельзя, с другой стороны, отрицать и того, что начертанная Ансельмом безупречная логическая система божественно-человеческой справедливости искажает перспективу и со своею железной логикой способна представить образ Божий в зловещем свете... Для очень многих христиан и, в особенности, для тех, которые знакомы с верой довольно поверхностно, дело обстоит так, будто крест следует понимать в рамках схемы попранного и восстановленного правосудия. Это был способ, как бесконечным искуплением восстановить бесконечно попранное правосудие Божие. Тем самым, он представляется человеку как выражение позиции, требующей точного равновесия между наличным и должным; но вместе с тем возникает ощущение, что это равновесие основано на какой-то фикции. Сначала левой рукой что-то дают тайком, а потом с торжеством это отбирают правой. «Бесконечное искупление», на котором будто бы настаивает Бог, выступает в сугубо зловещем свете. Иными благочестивыми текстами в сознание внедряется представление, будто христианской вере в распятие отвечает такой Бог, беспощадное правосудие Которого требует человеческой жертвы, жертвы своего собственного Сына. И с ужасом отворачиваются от такого правосудия, зловещий гнев которого делает благую весть любви неправдоподобной.

Как ни распространен этот образ, он, тем не менее, ложен. Крест возникает в Писании отнюдь не в рамках механизма попранного правосудия; скорее он выражает там безграничность любви, отдающей себя до конца; как акт, в котором действующий есть то, что он делает, и делает то, что он есть; как выражение жизни, всецело являющейся бытием для других.

Тайну страданий Христа на Голгофе люди пытались объяснить по-разному. Одна из самых простых схем говорит, что Христос принес Себя в жертву вместо нас. Сын решил умилостивить Небесного Отца, чтобы тот, ввиду безмерной жертвы, принесенной Сыном, простил всех людей. Так считали западные средневековые богословы, нередко так говорят сегодня популярные протестантские проповедники, такие соображения можно встретить даже у апостола Павла. Эта схема исходит из представлений средневекового человека. Дело в том, что в архаичном и в средневековом обществе тяжесть проступка зависела от того, против кого этот проступок направлен. Например, если человек убивает крестьянина - положено одно наказание. Но если он убивает слугу князя, его ждет иное, более серьезное наказание. Именно так средневековые богословы нередко пытались объяснить и смысл библейских событий. Сам по себе проступок Адама, может быть, и невелик - подумаешь, яблоко взял, - но дело в том, что это был поступок, направленный против величайшего властителя, против Бога.

Маленькая, сама по себе ничтожная величина, помноженная на бесконечность, против которой она была направлена, сама стала бесконечной. И, соответственно, для того, чтобы оплатить этот бесконечный долг, необходима была бесконечно огромная жертва. Такую жертву человек не мог принести сам за себя, и, поэтому, за него ее выплачивает сам Бог. Такое объяснение полностью соответствовало средневековому мышлению.

Но сегодня мы не можем признать эту схему достаточно вразумительной. В конце концов, возникает вопрос: справедливо ли, что вместо действительного преступника страдает безвинный? Справедливо ли будет, если некий человек поругается со своим соседом, а затем, когда на него найдет приступ человеколюбия, он вдруг решит: ладно, я на своего соседа гневаться не буду, но, чтобы все было по закону, пойду зарежу своего сына, и после этого будем считать, что мы помирились.

Впрочем, вопросы к такого рода популярному богословию возникали еще у св. Отцов Православной Церкви…


PS
кстати, Кураев прямо отрицает то, что Христос умер - и что спасение совершено Крестной Жертвой:
... человеческая душа Христа оказалась до самого конца неотделима от Его тела. И поэтому и происходит почти немедленное воскресение Христа... Таким образом, спасение мы обретаем не смертью Христа, но Его воскресением. Смерть изгоняется натиском жизни... Преподобный Максим Исповедник спрашивает: а почему Христос избрал такой странный вид казни?" и сам же отвечает: "чтобы очистить воздушное естество"...
д. Кураев А. "Школьное богословие" http
://www.pravoslavieto.com/history/20/1963_Kuraev/uchilishtno_bogoslovie.htm

Ср. Рим. 5.10:"Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его."

Данное сопоставление было некоторое время назад сделано уважаемым Анонимом.

Также см. коммент уважаемого Анонима (http://kiprian-sh.livejournal.com/71354.html?replyto=2542522), поясняющий ситуацию:

-- У Кураева вообще очень двойственная позиция, с одной стороны, в полемике с эзотериками ему пришлось пнуть Оригена, с другой, его сотериология, в существе, оригеновская = совпадающая с сот. кардинала Ратцингера. Флоровский, кстати, прямо предполагает, что мотив освобождение от греха и победы над диаволом, как имеющим державу смерти (основной в сотериологии Кураева) - оригеновский.

В спасении он подчеркивает, прежде всего, освобождение от греха и победу над диаволом, как имеющим державу смерти, - по-видимому, это Оригеновский мотив
http://www.krotov.info/library/f/florov/patr4_07.html

Флоровский делает это, обсуждая Дидима слепца - но даже и у него - со всем оригенизмом - момент Выкупа играет важненйшую роль, вообще, "преобладает"

С другой стороны, Дидим противопоставляет преслушанию Адама послушание Второго Адама, - и послушание даже до смерти крестной, до жертвы крестной, в которой он видит центральный момент искупления. Первый дар искупления - победа над смертью, жизнь вечная. Об обожении Дидим не говорит, говорит только ο возвращении или восстановлении образа и подобия. Момент выкупа в сознании Дидима преобладает.
http://www.krotov.info/library/f/florov/patr4_07.html

Из этого видно, насколько ближе к Оригену/папе Римскому - даже по сравнению с Дидимом слепцом - оказываются наши теологи. В кураевском курсе ОПК слова нет о выкупе и искуплении - одного слова - в контексте богословия Креста и спасения:
http://diak-kuraev.livejournal.com/79541.html
Tags: Искупление, Кураев, папа Бенедикт XVI, протодиак. Кураев
Subscribe

  • ЦИТАТА ЦЕЛИКОМ.

    Звягинцев: «Или — помните коллизию “Легенды о Великом инквизиторе”? Каким рисует Достоевский иерарха церкви? И я не думаю,…

  • К одному недавнему разговору.

    Режиссер Андрей Звягинцев: «люди приспособили существо Христова учения к своим плоским властным нуждам, к своим скудным рабским…

  • "Для памяти потомству своему"

    "Для памяти потомству своему" — так назван совершенно прекрасный альбом народного бытового портрета в России XVIII—XIX вв.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 172 comments

  • ЦИТАТА ЦЕЛИКОМ.

    Звягинцев: «Или — помните коллизию “Легенды о Великом инквизиторе”? Каким рисует Достоевский иерарха церкви? И я не думаю,…

  • К одному недавнему разговору.

    Режиссер Андрей Звягинцев: «люди приспособили существо Христова учения к своим плоским властным нуждам, к своим скудным рабским…

  • "Для памяти потомству своему"

    "Для памяти потомству своему" — так назван совершенно прекрасный альбом народного бытового портрета в России XVIII—XIX вв.…