Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Свящ. Олег Давыденков о восприятии Христом всех ипостасей.

Я хотел было сделать подробный разбор нижеприведенного текста свящ. Олега Давыденкова (Христологическая система Севира Антиохийского. С 261 - 262). Но в связи с одним событием, о котором я надеюсь со временем рассказать, ограничусь лишь самим текстом и маленьким комментом к нему.
Текст приводится с незначительными сокращениями. Примечания автора даны в скобках.

2) Вторым значением этого термина в христологических произведениях свт. Кирилла является конкретная реализация общей природы или природа индивидуализированная. Такая природа есть φύσις ὑφεστῶσα, ὕπαρξις или πρᾶγμα. В этом значении природа противопоставляется реально несуществующему (ἀνιπόστατος). Преп. Иоанн Дамаскин называет это «естеством, созерцаемым в неделимом» (ἐν ἀτόμῳ θεωρουμένη φύσις).
3) Третье значение представляется для нас наиболее важным. Свт. Кирилл часто использовал термин «природа» в общем смысле, в значении реальности, существующей во множестве ипостасей одного рода (прим.: Преп Иоанн Дамаскин говорит, что такое естество усматривается «сообща во всех однородных ипостасях, как взаимно связующее их, и называется естеством, созерцаемым в роде (κοινῶς ἐν πάσαις ταῖς ὁμοειδέσιν ὑποστάσεσι ταύτας συνάπτουσα καὶ λέγεται ἐν τῷ εἴδει θεωρουμένη φύσις)» (Joannis Damasceni. Ekdosis akribes.3.2). Христологическое использование термина «природа» свт. Кириллом в значении общего человеческого естества подробно исследовано в статье Л. Янсенсена (Janssens 1938. P. 233-278)). Современный патролог Дж. МакГаккин утверждает, что, согласно свт. Кириллу, «усвоение человеческой природы в частном (in particular), то есть в Его рождении во времени и в пространстве, есть в то же время реальное таинство усвоения Логосом человеческой природе в целом (at large). И Его усвоение сообщает человеческой немощи вновь обретенное бесконечное достоинство». Кардинал К. Шенборн, римо-католический архиепископ Вены, также отмечает, что по учению свт. Кирилла «когда Христос воспринял нашу плоть, Он в известном смысле соединил Себя со всем человечеством. Через Его единую плоть мы все вошли в родственные отношения (συγγένεια) с Ним» . После воплощения «то, что есть во Христе, то же и в нас» (Ὅσα γὰρ ἐν Χριστῷ, ταῦτα καὶ εἰς ἡμᾶς), и вся человеческая природа (ὅλην …τὴν φύσιν) (прим.: Слово ὅλος («весь, целый») в языке свт. Кирилла является указанием не на формальную полноту человеческого состава, а на общий характер человеческой природы: «Единородный стал подобным нам человеком, чтобы в Нем и первом возвращающиеся блага и насажденная благодать Духа уже крепко сохранилась для всей природы… Поэтому как в изменении первого потеря благого проникла во всю природу, таким же… образом и в неведавшем изменения должно сохраниться для всего рода приобретение постоянства божественных даров» (прим.: Cyrilli Alexandrini. In Ioannis Evangelium. VII, 39. PG 73, 756ab, см. также: ibid. I, 14. PG 73, 696ac)) восстановлена во Христе, потому что «Логос посредством одного обитал во всех» (ἐν πᾶσι… Λόγος ἐσκήνωσε δι' ἑνὸς) (прим.: Ibidem. In Ioannis Evangelium, I, 14. PG 73, 161с.) и «имеет нас в Себе» (ἡμᾶς ἔχων ἐν ἑαυτῷ) (прим.: «И нас имеет в Себе, поскольку воспринял природу нашу и наше тело соделал телом Слова… Он усвоил нашу природу, преобразуя ее в свою собственную жизнь» (Cyrilli Alexandrini. In Ioannis Evangelium, XIV, 20. PG 74, 280b)). Он «понес нас через Свою плоть. Ведь в Нем – все мы, поскольку Он явился человеком» (прим.: Cyrilli Alexandrini. In Ioannis Evangelium, XVI, 7. PG 74, 432b). Согласно протопресвитеру И. Мейендорфу, в богословском видении свт. Кирилла «Христос представляется не только как исторический индивидуум, но и как коллективная личность, в которой восстанавливается полнота человеческой природы». Поэтому, например, все че6ловечество участвует в таинстве вознесения Спасителя на небо (прим.: Cyrilli Alexandrini. Thesaurus de sancta consubstantiali Trinitate. XX. PG 75, 329d). Однако это не означает, что свт. Кирилл учил о некоем «механическом» всеобщем спасении. Хотя человечество вследствие боговоплощения находится в реальном родстве со Христом, грешникам и неверующим это обстоятельство не приносит никакой пользы. Так, вся человеческая природа воскрешена из мертвых в силу воскресения Христова (прим.: «…Ожил, разрушив державу смерти, не для Себя устрояя воскресение, поскольку Он есть Бог и Слово, но нам через Себя и в Себе давая это, ибо во Христе была целая природа человека, поправшая узы смерти… Поэтому… сообразными воскресению Его и славе мы будем, и уже стали как в начатке рода…» (Cyrilli Alexandrini. In Ioannis Evangelium, XVII, 22-23. PG 74, 565c)), , но для грешников воскресение явится лишь большим наказанием (прим.: Cyrilli Alexandrini. In Ioannis Evangelium, X, 14. PG 73, 10044b-1048c).


Собственно, нечто подобное уже было разобрано мною в статье об ИВФ Лурье. Здесь лишь отмечу откровенность автора, прямо говорящего о восприятии всех ипостасей Христом. Кроме того, если Лурье вовсе проигнорировал текст прп. Иоанна Дамаскина (ТИПВ, 55), то свящ. Давыденков этот текст упоминает. Упоминает, и противопоставляет (не знаю, насколько сознательно) то, что он почитает за учение свт. Кирилла, учению, выраженному в тексте прп. Иоанна (хотя в том, что именно восприятие природы, усматриваемой в роде, есть восприятие всех ипостасей, свящ. Давыденков с прп. Иоанном согласен; но он не согласен, очевидно, с отрицанием прп. Иоанном восприятия этой природы Спасителем).
Tags: Последний экуменизм, Сущность и ипостась, прот. Давыденков, прп. Иоанн Дамаскин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments