Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

А. Дунаев о "парижском богословии"

Прочитал пост А. Г. Дунаева "Еще раз о «парижском богословии»". С его оценкой "парижского богословия" (и предшествовавшего ему богословия "серебряного века") почти полностью согласен (собственно, свою точку зрения на это наследие я высказал, написав две большие статьи, где оно рассмотрено преимущественно под углом соответствия "богословия иконы" и его теоретических оснований учению свв. отцов: http://kiprian-sh.narod.ru/texts/Symbol.htm, http://kiprian-sh.narod.ru/texts/Hypostasis.pdf). Не то плохо, что мы все (ну, многие) в юности начинали с чтения этих книжек. Плохо, что наследие "серебряного века" и "парижского богословия" до сих пор выдается уже, вроде бы, повзрослевшими людьми за аутентичное православие. Опасно не само по себе это наследие, а наше некритичное к нему отношение.
Два момента в реплике Дунаева вызвали у меня настороженность.
Во-первых, мне не ясно, какую версию "имяславия" он почитает православной. Булатовича?
Во-вторых, я опасаюсь, что научное (предположительно) прочтение свт. Григория Паламы, предлагаемое Дунаевым, тоже будет некоторым образом закрывать пути к непредвзятому пониманию трудов святителя.

PS Книгу Горбуновой-Ломакс тоже всячески рекомендую, несмотря на явные полемические перехлесты, которыми она грешит.

PPS Скажу еще об одном тезисе, с которым я не согласен в реплике Дунаева. Он пишет: "Всякие «религиозные философии» и «парижские богословия», граничащие с ересью, а то и прямо переходящие в нее <...>, стали возможны только из-за отсутствия нормальной богословской школы (и, соответственно, богословия, которое невозможно без «школьной предпосылки» и без традиции) в дореволюционной России, которая слишком поздно начала приближаться к европейскому уровню, но так до него и не дошла..."
Не могу не заметить, что "всякие «религиозные философии» и «парижские богословия»" имели своими источниками как раз идеи, процветавшие в представляющейся Дунаеву столь "высокопродвинутой" Европе. Вот ведь странность, а?
Tags: Богословие, Дунаев
Subscribe

  • "МОЯ РУКА СПАСЛА МЕНЯ" (Суд. 7: 2).

    КОНЕЦ ИСТОРИИ И БОРЬБА ЦЕРКВИ. Мы —православные — знаем два главных пророчества о конце человеческой истории: воцарении антихриста и…

  • О ДОБЛЕСТНЫХ В БРАНИ.

    Частенько встречаю неприятие слов свт. Афанасия Великого: «не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно.…

  • КОРОНАВИРУС И ВЕЧНЫЙ ПУТИН: РАЗГАДКА ХПП?

    А я просто не там смотрю, или действительно пока не пишут о том, что в России по приказу Кремля замалчивают масштабы эпидемии коронавируса в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

  • "МОЯ РУКА СПАСЛА МЕНЯ" (Суд. 7: 2).

    КОНЕЦ ИСТОРИИ И БОРЬБА ЦЕРКВИ. Мы —православные — знаем два главных пророчества о конце человеческой истории: воцарении антихриста и…

  • О ДОБЛЕСТНЫХ В БРАНИ.

    Частенько встречаю неприятие слов свт. Афанасия Великого: «не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно.…

  • КОРОНАВИРУС И ВЕЧНЫЙ ПУТИН: РАЗГАДКА ХПП?

    А я просто не там смотрю, или действительно пока не пишут о том, что в России по приказу Кремля замалчивают масштабы эпидемии коронавируса в…