Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Categories:

М. Реутин: продолжение дискуссии.

На портале Богослов.ру опубликован текст М. Ю. Реутина "Майстер Экхарт — Григорий Палама: продолжение дискуссии" (http://www.bogoslov.ru/text/529309.html).
Отмечу то, что сразу бросается в глаза.
Автор сообщает, что термин "эманация" употребляемый им в отношении учения свт. Григория Паламы, следует понимать не как "природная эманация" (против чего возражал о. Диодор), а как "смысловая эманация". Ну, что ж, хорошо, коли так. Хотя, несмотря на уверенность и уверения автора, остается далеко не очевидным, что так понятый термин делает свт. Григория (об Экхарте я не говорю) "неоплатоником", или даже "христианским неоплатоником". И уж совсем никак не обоснованным остается мнение М. Ю. Реутина, высказанное им в первой статье, послужившей поводом к дискуссии: "Следуя в неоплатоновском русле, Палама ставил своей целью сублимировать эманационную теорию, «воцерковить» ее, по-своему интерпретировав присущий ей пантеизм" (http://www.bogoslov.ru/text/434530.html). Можно ли надеяться, что в таком виде хотя бы автор свое мнение отстаивать не будет? Увидим. Жаль, что к рассмотрению действительного христианского учения о связи твари и Творца и о явлении Его в твари, о познании Его чрез тварь автор даже не подступил (а было бы забавно, если бы он прозрел неоплатонизм в Рим. 1, 20, например). Посему слова его о "библейской риторике" Паламы-"неоплатоника" можно не только отвергать, но и просто не принимать к сведению.
Непонятны торопливость и поверхностность в рассмотрении учения Маймонида, приведшие, конечно, к "уверенному" различению "библейского креационизма" и "неоплатоновского эманационизма", но позволяющие сомневаться, что уверенно проведенные границы проведены верно. Скажем, следовало бы или рассмотреть те смыслы, в которых Маймонид говорит об эманации, и то, чтО и как именно он отрицает, отрицая ее во второй части "Путеводителя", или уже вовсе не касаться этой темы. Объяснять все "противоречивостью", даже не попытавшись разобраться...
Радует, что автор понял, наконец, что у свт. Григория нет "концепций имяславческого толка". Но то, как Реутин себе представляет "творческое развитие учения об энергиях, состоящее в его трансляции в теорию имени и языка" выдает совершенное отсутствие адекватного представления о том, как происходило зарождение и развитие "имяславческого" спора.
Но в целом то, чего стремился достичь о. Диодор, достигнуто. Продолжать полемику, видимо, не нужно, и далее переубеждать М. Ю. Реутина было бы пустой тратой времени, потому что он явно прельщен и очарован своими видениями, позволяющими ему чаять открытия закрытого от всех учения свт. Григория Паламы об энергиях: "Но отмычка для замка уже существует - теория смысловой эманации. Я на мгновение приоткрыл тяжелую дверь и расслышал вдали чарующие звуки платоновских сфер..." Как тут продолжать разговор?
Tags: Богословие, Имябожничество
Subscribe

  • КОРОНАВИРУС И ВАКЦИНИРОВАНИЕ.

    Дорогие друзья, получил письмо от своего доброго знакомого — серьезного ученого-генетика, имеющего множество публикаций в авторитетнейших…

  • ДОКАТИЛИСЬ ПОПЫ УЖЕ И ДО ТАКОГО УВЕЩЕВАНИЯ....

    "Не вмешивайтесь в государственные дела, ибо все это приносит большой вред и совершенно бесчестит достоинство священства" (Свт. Симеон…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • КОРОНАВИРУС И ВАКЦИНИРОВАНИЕ.

    Дорогие друзья, получил письмо от своего доброго знакомого — серьезного ученого-генетика, имеющего множество публикаций в авторитетнейших…

  • ДОКАТИЛИСЬ ПОПЫ УЖЕ И ДО ТАКОГО УВЕЩЕВАНИЯ....

    "Не вмешивайтесь в государственные дела, ибо все это приносит большой вред и совершенно бесчестит достоинство священства" (Свт. Симеон…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…