Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Categories:

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ.

С Великой Субботой!
В третий раз за два дня мне дают ссылку на запись в ЖЖ, которую некая "баба" посвятила полемике с моими взглядами, а затем в комментах и обсуждению моей персоны:
https://ru-kamerton.livejournal.com/312781.html
Поскольку у меня просят объясниться, то выложу объяснения отдельной записью.
Вот текст моей записи, послужившей поводом для критики:

"Поучаствовав в обсуждении проблемы с разными собеседниками, хочу сделать уточнение.
Я не считаю, что вправе анафематствовать мнение о гарантированной невозможности заразиться от причастия. Однако никто не вправе и обязать меня в этот догмат верить, не указав авторитетный источник, где догмат сформулирован Церковью. До той поры я вправе почитать этот догмат необоснованным и не верить в него. Причина, по которой я не верю в абсолютную безопасность причастия, заключаются в моей согласной с учением Церкви вере в неиллюзорность акциденций хлеба и вина в Чаше после пресуществления, то есть реальное присутствие всех физических, химических и пр. свойств хлеба и вина. Отсюда понятно (мне), что безопасность причастия может быть только как чудо. Но мне известно только одно гарантированное Церковью чудо, совершающееся в Таинстве Евхаристии — пресуществление. Все иные чудеса, возможность которых я не отрицаю, не являются гарантированными и зависят от воли Божией, которую я смиренно принимаю в любом случае, в том числе и в случае, если Господь не станет нарушать естественный ход вещей и попустит заражение" (https://kiprian-sh.livejournal.com/545032.html).
Дам некоторые пояснения, подводя итоги (промежуточные) обсуждения моей записи с рядом уважаемых собеседников
Прежде всего я исхожу в своем понимании из слов
Исповедания Иерусалимского собора 1672 года (= Посланию Восточных патриархов 1723 года):
"Также [веруем], что Тело и Кровь Господа хотя разделяются и раздробляются руками и зубами, но только акцидентально, то есть это бывает только с акциденциями хлеба и вина, в которых они бывают видимы и осязаемы, а сами в себе они пребывают совершенно целы и нераздельны".
Во-первых, Собор 1672 года однозначно говорит, что Само Тело нераздельно и недробимо, а про акциденции не говорит, что дробимы и разделяемы акциденции Тела, но — хлеба и вина.
Во-вторых, понятно, что мы причащаемся того Тела Христова, которое уже 2000 лет как воскресло. У Христа одно Тело — "Тело Господа, находящееся на небесах"; и "хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и после освящения претворяемый и пресуществляемый, делается единым и тождественным с [Телом], что на небесах, и пребывает таковым" (Исповедание собора 1672г.). Не Тело приобретает новые акциденции, но акциденции хлеба остаются после пресущетвления и сокрывают Тело.
Слово "акцидентально" здесь понимается как "это бывает только с акциденциями хлеба и вина", а не "с акциденциями Тела". То есть сказано вполне определенно, что "виды", которыми сокрывается от нас Тело Христово,  не есть акциденции Тела. У Тела Христова — собственные акциденции (свойства). Никаких иных Тело Христово не имеет.

Далее. Если говорится, что мы причащаемся "Тела Господа, находящегося на небесах", и что "хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и после освящения претворяемый и пресуществляемый, делается единым и тождественным с [Телом], что на небесах, и пребывает таковым" — то говорить о тленности этого Тела.... странно. В отношении самого Тела (а не акциденций, его сокрывающих) я говорю, что невозможно допустить, чтобы оно было тленно хоть в каком-то смысле (в том числе и быть носителем/передатчиком заразы). Само евхаристическое Тело Христово — нетленно. Это одно из его собственных свойств (акциденций). Однако Господь волен попустить акциденциям хлеба и вина быть подверженными всему, чему могут быть подвержены обычные хлеб и вино. Господь волен и нарушить этот естественный процесс, не попустить его (то есть не попустить вину пьянить, Св. Дарам —заплесневеть, не попустить заражение, или заболевание причастника).
Само же евхаристическое — тождественное Телу Господа, находящегося на небесах — Тело не может иметь свойства плесневеть и т.п.
Мое отношение к причастию, поэтому, основывается не на уверенности в гарантированной невозможности заразиться, а на словах св. ап. Павла: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Фил, 1, 21).
Да, мы причащаемся во исцеление души и тела, но известно, далеко не все и не всегда исцеляемся от всех болезней. Гарантий чуда мы не имеем. Имеем надежду. Все зависит от воли Божией.
И следует помнить, что для недостойно причащающегося Само Тело Христово может быть источником куда больших страданий, чем болезнь или даже смерть тела.

PS

Кроме того, есть еще проблема.
В сети говорят не только о Св. Дарах. То же говорят и о Чаше, и о лжице, и об иконах (могу предложить в обоснование невозможности заразиться от прикладывания к иконе слова прп. Иоанна Дамаскина: "икона Христа — Сам Христос, иконы святых — сами святые"). Уверен, возможны и еще какие-либо вещи, чрез которые, на чей-то благочестивый взгляд, заразиться невозможно: храм, территория внутри ограды, территория, которую обошел/объехал/облетел крестный ход. Митр. Онфрий, напр., утверждает, что колокольный звон "своими волнами разрушает всякие инфекции, заразы". Тут площадь "дезинфекции" вообще расширяется.
А вот диак. Владимир Василик нашел критерий, по которому можно веру определить, не атеист ли человек: "К верящему человеку зараза не прилипает" (https://ruskline.ru/news_rl/2020/04/17/epidemiya_straha_strashnee_koronavirusa?fbclid=IwAR2u5W8ZAPOAUtDtNbcEjcxnpbaqQw1k2CTVaTzx3KkGkFG3hCqyfv97PsI).
Есть ли предел этому торжеству "благочестия"? Пожалуй, наши "ревнители" еще многих включат в число маловеров/атеистов/богохульников....

PPS
Повторю, что лично я не считаю себя вправе анафематствовать тех, кто придерживается иного взгляда. 
Tags: Богословие, Сущность и свойства, Таинства
Subscribe

  • Пустынники.

    На видео -- мой друг юности, а ныне и духовник о. Григорий Хоркин. Отец Григорий и заказал нам с Лешей Подкопаевым мозаику свт. Иоанна Златоуста…

  • С Праздником!

    Вчера закончили с сынком еще одну мозаику. Так получилось, что она имеет отношение к сегодняшнему празднику Крестовоздвижения. Тмá…

  • Две мозаики

    Закончили с сынком две мозаики. размер 25*25 см. Материал: оникс, яшма, травертин, мрамор, базальт.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Пустынники.

    На видео -- мой друг юности, а ныне и духовник о. Григорий Хоркин. Отец Григорий и заказал нам с Лешей Подкопаевым мозаику свт. Иоанна Златоуста…

  • С Праздником!

    Вчера закончили с сынком еще одну мозаику. Так получилось, что она имеет отношение к сегодняшнему празднику Крестовоздвижения. Тмá…

  • Две мозаики

    Закончили с сынком две мозаики. размер 25*25 см. Материал: оникс, яшма, травертин, мрамор, базальт.