Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

О ДВУХ ЗНАЧЕНИЯХ СЛОВА "ЗЛО"

ПРОРОК АМОС И ОТЦЫ ЦЕРКВИ - О ТОМ, ЧТО БЕДСТВИЯ ПОСЫЛАЮТСЯ НАМ ГОСПОДОМ РАДИ НАШЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ ИЛИ РАДИ НАКАЗАНИЯ
Ам. 3:6 несть зло во граде, еже Господь не сотвори.
Синодальный перевод:
Ам. 3:6 Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?
________________________________
Толкования:
«Когда же слышишь: «несть зло во граде, еже Господь не сотвори», — слово «зло» понимай так, что Писание разумеет под оным бедствия, посылаемые на грешников к исправлению прегрешений. Ибо сказано: «озлобих тя, и гладом заморих, да блага тебе сотворю» (Втор. 8:3, 16), остановив неправду прежде, нежели разлилась она до безмерности, как поток, удерживаемый какою ни есть твердою плотиною и преградою. Поэтому болезни в городах и народах, сухость в воздухе, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое зло такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями. Посему в собственном смысле зло, то есть грех, — это зло, наиболее достойное сего наименования, зависит от нашего произволения; потому что в нашей воле — или удержаться от порока, или быть порочным. А из прочих зол иные как подвиги бывают нужны к показанию мужества, например, Иову — лишение детей, истребление всего богатства в одно мгновение времени и поражение гнойными струпами; а иные посылаются, как врачевство от грехов, например, Давиду — домашний позор служит наказанием за беззаконное вожделение. И еще знаем страшные казни другого рода, насылаемые праведным судом Божиим, чтобы поползновенных на грех соделать целомудренными. Например, Дафан и Авирон были пожраны землею в разверстые под ними бездны и пропасти. Ибо здесь таковым родом наказания не сами они приводились к исправлению (возможно ли это для сошедших во ад?), но примером своим сделали целомудренными прочих. Так и фараон потоплен был со всем войском. Так истреблены и прежние жители Палестины.» (Св. Василий Великий)
«Не по безумию говорю это, но имею на своей стороне пророка, который со мной восклицает и говорит: Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? (Ам. 3:6). Но так как слово «зло» имеет два смысла, то я и хочу сообщить вам точное его значение с той и другой стороны, чтобы вы, из-за двусмысленности названия перемешав самые предметы, не впали в богохульство. Итак, есть зло, которое таково в действительности: блуд, прелюбодеяние, любостяжание и бесчисленное множество пороков, достойных крайнего осуждения и наказания. Далее, есть зло, а лучше сказать, не зло, а то, что мы называем злом: голод, язва, смерть, болезнь, и тому подобное. Все это не может быть [истинным] злом, - потому я и сказал, что это называется только злом. Почему же? Потому что если бы все это было злом, то оно не становилось бы для нас причиной благ, не обуздывало бы гордости, не искореняло бы беспечности, не возбуждало бы нас к рачительности и не делало бы более внимательными к самим себе.» (Св. Иоанн Златоуст)
«Я сам, говорит, навожу на вас бедствия, а пророки суть только провозвестники и передатчики Моих слов; ибо они передают вам то, что Я повелеваю им чрез Духа. Но вы презираете и сильно извращаете некогда произнесенные ими слова. Скажи же мне, какую пользу вы получили от этого? Какой страх напал на вас? Или какую перемену к лучшему испытали вы? Если бы в городе прозвучала труба, возвещающая близкую и объявленную врагами войну; то найдется ли такой бесчувственный человек, который совсем не испытал бы страха пред грядущими бедствиями? А Мои трубы непрестанно предвозвещали будущее. Но это нисколько не послужило вам на пользу; напротив, зная, что будете истреблены врагами, вы величаетесь над столь ужасными бедствиями, так что как бы смеетесь над пророчеством, как над пустою вещью. Впрочем безумным обычно и свойственно говорить: видение, еже сей видит, на дни многи, и на времена долга сей прорицает (Иез. 12:27). Итак почему же мужей, как бы издающих трубный звук, вы считаете тяжелыми для себя, хотя ни во что ставите их речи? Но может быть на это скажете, что вас безмерно огорчает исход событий. Но будет ли зло во граде, еже Господь не сотвори? Он как бы так говорит: найдется ли между людьми хоть один, достаточно сильный причинить зло городу или посредством болезней, или посредством осады, или уничтожения плодов, или иным каким либо способом? Если никто между людьми не может сделать этого, но все это зависит от власти и силы Божией; то почему же вы гневаетесь на пророчествующих об этом? Напротив, следует раскаиваться и расположением к этому умилостивлять Оскорбленного и Могущего причинить зло грешникам. Здесь под именем зла, бывающего в городах от Бога, мы должны разуметь не нравственную испорченность — да не будет! — но бедствие, или гнев и негодование на кого-либо, которым Он угрожает грешникам, располагая их обратиться к более честной жизни, ибо написано: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе (Пс. 31:9). Поелику Он благ и всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2:4): то как бы понуждает их к исправлению скорбями, бывающими с ними вследствие Его гнева, и на кого не действует ни слово, ни разъяснение полезного, на тех иногда сильно влияет посредством страха и угроз». (Св. Кирилл Александрийский)
«Итак, Божественному Писанию свойственно говорить о попущении Божием, как о Его действии и произведении. Но даже и тогда, когда говорится, что Я произвожу бедствия (Ис. 45:7) и что бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? (Ам. 3:6), - и тогда оно не показывает этим, что Бог есть виновник зла. Ибо слово «зло» берется двояко и имеет два значения: иногда оно обозначает злое по природе, что противно добродетели и воле Божией; а иногда злое и тягостное таково только для нашего восприятия, как, например, скорби и испытания. Они, будучи тягостными, только кажутся злыми, на самом же деле - добры, ибо для понимающих они служат виновниками обращения и спасения. О них Писание говорит, что они бывают от Бога.» (Преп. Иоанн Дамаскин)
«Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори? Злом здесь названо все, что отягощает нас, т.е. все скорбное бывающее к наказанию нашему, за порочность нашу, как-то голод, мор, землетрясение, бездождье, болезни, брани, все сие бывает не по благоволению Божию, но попустительно, когда Бог, попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорен, но Бог не хочет, чтобы мы, - поелику есть Его воля на разорение города, сами положили огонь и подожгли оный или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его, или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив видеть нас столь благими чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно.» (Преп. Дорофей Газский)
«Как невозможно двоим в одно время держаться одного общего пути, не объявив друг другу, когда и для чего пойдут, невозможно льву рыкать, когда нет добычи, или птице, упасть без ловца, пли произойти чему либо иному из сказанного: так не возможно и то, чтобы, когда не восхощет Бог, постигло какое либо наказание. Ибо злом, по общему словоупотреблению, Пророк назвал наказание. Так злом обвыкли называть и болезни, и исправительный наказания, и преждевременную смерть, и глад, и войну и подобное тому, не потому что вес cие в самом естестве своем есть зло, но потому что мучительно cие для людей, и служит причиною печали и плача. Cиe еще яснее представляет нам Пророк Иона; ибо говорит: раскаяся Господь о зле Его, еже глаголаше (Ион. 3:10), то есть об угрозе подвергнуть страдание; потому что и здесь злом назвал Пророк угрозу наказанием. А что действительно cиe так, и невозможно, чтобы подвергся кто исправительному наказанию, когда не угодно cиe Богу, дознайте это из самых дел; потому что Бог чрез Пророков предсказывает, какие скорби нашлет на согрешающих.» (Бл. Феодорит Киррский)
«Пусть знают, что не было такого бедствия в городе, которого бы задолго прежде не предрекли Пророки; и пусть не говорят нечестивые: кто из Пророков предвозвестил зло; которое постигло такое-то место? Злом же называет здесь брани, плен, различные язвы и бедствия.» (Преп. Ефрем Сирин)
Tags: Богословие, Богословие для чайников, Господи помилуй, Писание, Церковь
Subscribe

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • Особенности богословской полемики в МП.

    На фоне таких дебилов-фундаменталистов либерасты в Церкви выглядят респектабельно.....

  • ПРАВОСЛАВНЫЕ ГАРАНТИРУЮТ?

    Вот такая картинка гуляет в сети: 1. По всей видимости, у насельников Киево-Печерской Лавры были проблемы с крестами, Евангелиями и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments