Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Categories:

Образ, знак и символ.

Сделали с супругой Мариной вставку в одну свою статью. Вначале хотели написать отдельно большую статью, но поленились.

Хотелось бы, наконец, точнее определить понимание терминов «образ», «знак» и «символ» по учению свв. отцов. Прежде всего, обратимся для этого к сочинениям св. Дионисия Ареопагита и комментариям к ним прп. Максима. Вот что говорит об образе св. Дионисий:
«…в случае чувственно воспринимаемых образов (αἰσθητῶν εἰκόνων) художник, если неуклонно взирает на вид первообраза (ἀρχέτυπον εἶδος), ни на что другое видимое не отвлекаясь, ни чем не рассеиваясь, то он создаст изображаемое таким, каково оно есть, двойника, если можно так выразиться, и покажет истину в подобии, первообраз в образе (ἀρχέτυπον ἐν τῇ εἰκόνι), притом одно разнится от другого по сущности (Схолия: «Если образ не искажает первообраз и во всем ему подобен, но по сущности, говорит, разнится. Ибо один бездушен, а другой одушевлен; один – истинное дышащее живое существо, а другой – создание живописца из воска и красок. Значит, в этом усматривается разница, тождество и подобие – разные вещи»)» (О церковной иерархии, 4, 1 // Дионисий Ареопагит… С. 649. Цит. с изм.).
Здесь идет речь об образах (иконах) чувственных первообразов, того, что видимо очами. Задачей художника в данном случае является передача внешнего сходства. Именно эту цель, как мы видели, преследует иконописец, создавая подобие облика изображаемого лица. Таким образом мы можем сказать, что образ — это то, что имеет значение само по себе, в силу очевидности связи с изображаемым. Знак же не имеет значения сам по себе, и приобретает его в силу соглашения. Очень хорошо это показано свт. Григорием Нисским на примере языка:
«...для всех ясно, что никакое имя само по себе не имеет существенной самостоятельности, но всякое имя есть некоторый признак и знак какой-либо сущности и мысли, сам по себе и несущест-вующий, и немыслимый (Опровержение Евномия, XII, 2 // Свт. Григорий Нисский. Догматические сочинения. Краснодар, 2006. Т. 2. С. 438); «<слово> исчезает вместе со звуком языка; нельзя также представить наше слово делом, но оно имеет свое существование в одном голосе и письме <…> изобретение слов, каж¬дого в отдельности, придумано нами самими, чтобы пользоваться ими для обозначения предметов» (Опровержение Евномия, XII, 2. // Там же. С. 408); «<…> в человеческой природе нисколько не нужно было бы нам употребление слов и имен, если бы возможно было открывать друг другу неприкровен¬ные движения разума. Теперь же, так как возникающие в нас мысли по той причине, что природа наша заключена в телесной оболочке, не могут обна¬ружиться, мы по необходимости, наложив на вещи, как бы знаки, извест¬ные имена, посредством их объясняем друг другу движения ума. А если бы как-нибудь иначе возможно было обнаруживать движения разума, то мы, перестав пользоваться периодической услугой имен, яснее и чище бесе¬довали бы друг с другом, открывая стремлениями разума самую природу вещей, которою занимается ум. Теперь же для этого мы одному из сущес¬твующего дали имя «небо», другому – «земля», иному – иное какое-либо, и отношение какое-либо к чему-либо, или действие, или страдание, – все это обозначаем особенными звуками для того, чтобы движение в нас ума не осталось несообщенным и неизвестным» (Опровержение Евномия, XII, 2. // Там же. С. 405).
Но какую роль играет образ, если речь идет об «изображениях неизобразимого и видах безвидного»? Вновь обратимся к св. Дионисию, и прежде всего, напомним, что он сказал о «присущей нам неспособности непосредственно достигать умственных созерцаний и нужде в возведении к ним с помощью свойственного и сродного нам, каковое предлагает доступные нам формы для созерцания бесформенного и превосходящего зримое». Очевидно, что образ используется здесь не для создания «двойника» изображаемого, а лишь для указания на неизобразимое. Таковой образ, как мы видели, называется св. Дионисием и прп. Максимом символом. Вместе с тем, св. Дионисий говорит об образах Писания, называя их и συνθήματα — «условленными знаками» (употребляем здесь слово «условленный», дабы подчеркнуть, что значение их возникает по соглашению):
«Да не подумаем, что видимые условленные знаки созданы ради них самих: они ведь прикрывают неизреченное и невидимое для многих знание, чтобы не стало легко доступным для непосвященных всесвятое и чтобы открывалось оно только истинным ревнителям божественности, удалившим всякую детскую фантазию от тех священных символов и могущим благодаря простоте своего ума и созерцательной силе восходить к простой и превысшей и превосходящей символы истине (Схолия: «Об условленных знаках он говорит, как о несущих через себя символический смысл. То есть, что понимать надо это [знак] через то [смысл], в видимом содержащееся. И то, что знак непосредственно представляет, то, говорит, не есть [само] обозначаемое, но – завеса и знак более глубоких умозрений и представлений. Потому говорит это, что символы как тайные условленные знаки не ради себя были придуманы, но из-за недостойных, чтобы предлежащее не оказалось презираемо»)» (св. Дионисий Ареопагит. Письмо IX, 1. // Ареопагит… С. 834. Цит. с изм.).
Иконографический символ — одновременно и образ (так как имеет значение сам по себе), и знак (так как отсылает к иному значению); символ есть образ, выполняющий функцию знака, указующего в сторону непостижимого и неизобразимого. Он одновременно и призыв, и преграда.
Tags: Богословие, Иконопочитание, Имябожничество
Subscribe

  • ПРАВОСЛАВИЕ.РУ ВСЁ....

    И потому, если причастие соблазняет брата моего, не буду причащаться вовек! http://pravoslavie.ru/130348.html

  • (no subject)

    Еп. Питирим Творогов : "А внизу, как и положено, толпа, требующая чуда. Чуда не произошло. Нас упрекают, что мы бросили людей. Это неправда.…

  • ДОПУСТИТЬ СВЯЩЕННИКОВ К БОЛЬНЫМ!

    В комментах к одной записи мне напомнили давний мой текст в ЖЖ. Мне сказали, что теперь-то я перестал быть фундаменталистом, а стал чуть ли не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • ПРАВОСЛАВИЕ.РУ ВСЁ....

    И потому, если причастие соблазняет брата моего, не буду причащаться вовек! http://pravoslavie.ru/130348.html

  • (no subject)

    Еп. Питирим Творогов : "А внизу, как и положено, толпа, требующая чуда. Чуда не произошло. Нас упрекают, что мы бросили людей. Это неправда.…

  • ДОПУСТИТЬ СВЯЩЕННИКОВ К БОЛЬНЫМ!

    В комментах к одной записи мне напомнили давний мой текст в ЖЖ. Мне сказали, что теперь-то я перестал быть фундаменталистом, а стал чуть ли не…