Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

ПОСЛЕДНЕЕ ДНО.

Мы привычно говорим: «Пробито очередное дно!». Сказанное как бы отсылает к старому анекдоту: «когда казалось, что достигли дна — снизу постучали». Если понимать это в узком смысле как беспредельность преодоления обществом нравственных барьеров, то здесь предполагается уверенность: есть еще, остались еще некие непреодоленные (а может, надеемся, и непреодолимые!) нравственные барьеры.
Я вчера растерялся. Я не мог понять произошедшее на Украине:
молебен в Тернопольской области против приезда в область эвакуированных людей из Китая (возглавил местный священник ПЦУ);
поющие со слезами радости (что к ним — слава Украине! — не привезут эвакуированных) гимн Украины сотрудники госпиталя в Винниках  Львовской области;
массовые беспорядки в Новых Санжарах с угрозами сжечь прибывших.

Не мог понять потому, что это на самом деле — ПОСЛЕДНЕЕ ДНО. Теперь — только падение в БЕЗДОННУЮ пропасть.
Мы все люди, а людям свойственна ксенофобия. Нам надо — в пределе — рас-человечить врага, начать воспринимать его «чужим» (чужим настолько, что он уже — не нашего, человеческого, племени), не человеком, чтобы смочь его убить. В этом смысле я понимаю и американцев, набрасывающихся на людей, похожих на китайцев, и протесты жителей Челябинской области против размещения китайцев в карантинном центре. Я понимаю уничтожение евреев в Германии времен Гитлера и вообще еврейские погромы, как понимаю и геноцид армян в Турции.
Гражданская война, где «брат на брата», мне тоже понятна. Брат становится врагом, «чужим». Поэтому я понимаю и Одессу, и Донбасс, и Майдан. Я понимаю и борьбу с «врагами народа» в СССР. В какой-то момент враг перестает быть для меня человеком. Становится «сепаром», «укром», «нелюдью», «гадиной», которую нужно раздавить.
Это все последствия грехопадения, конечно, но.... Вот как блуд, например, является грехом, конечно. Однако его отличают от мужеложства как греха против естества (человеческой природы).
Но человеку свойственно защищать от врага свое племя (жертвуя и собой иногда), помогать своему племени. Такого, чтобы массово СМЕРТЕЛЬНО ненавидеть соплеменников просто потому, что они в беде, которая может коснуться и нас, я не помню в истории. Вспомним знаменитый «чумной бунт» в Москве 1771 года! Ведь не уничтожение/сожжение больных чумой было целью бунтовщиков...
________________________________
Произошедшее на Украине, в стране, где гордо звучит лозунг «Україна — єдина країна!», означает, что теперь в этом месте, помимо просто грешников, живут и те, кто (массово!) нравственно опустился ниже естества.
Значит падение бесконечно. Дна не будет.

PS НО. Но нам надо помнить: даже опустившиеся нравственно ниже естества люди остаются людьми, и Бог «всем человеком хощет спастися, и в разум истины прийти». Помоги нам, Господи!
Tags: Господи помилуй, Украина
Subscribe

  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В МДАиС.

    "В учебниках догматического богословия среди свойств человеческой души обычно указывается такое свойство, как свобода. Однако, свободу нельзя…

  • О ДОБЛЕСТНЫХ В БРАНИ.

    Частенько встречаю неприятие слов свт. Афанасия Великого: «не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно.…

  • ФРАГМЕНТИК ИЗ БУДУЩЕЙ СТАТЬИ :)

    Прп. Максим Исповедник: «вещи, <…> принадлежащие одной и той же сущности и природе, непременно единосущны друг другу и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В МДАиС.

    "В учебниках догматического богословия среди свойств человеческой души обычно указывается такое свойство, как свобода. Однако, свободу нельзя…

  • О ДОБЛЕСТНЫХ В БРАНИ.

    Частенько встречаю неприятие слов свт. Афанасия Великого: «не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно.…

  • ФРАГМЕНТИК ИЗ БУДУЩЕЙ СТАТЬИ :)

    Прп. Максим Исповедник: «вещи, <…> принадлежащие одной и той же сущности и природе, непременно единосущны друг другу и…