Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Жечь ли доски, которые раньше были иконами?

«– Геронда, а если на какой-то доске раньше была икона Христа, Божией Матери или какого-то святого и краски от времени стерлись, то должны ли мы все равно ее лобызать?
– Да, конечно! Когда человек с благоговением и горячей любовью лобызает святые иконы, он как бы вбирает, впитывает [в себя] краски этих икон, и в нем самом, внутри, изображаются эти святые. Святые радуются, «отрываясь» от бумаг и досок и запечатлеваясь в человеческих сердцах» (Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Часть Вторая. О Подвижничестве и Благоговении. Глава четвертая. Благоговением приводится в умиление Бог).

Обратим внимание, что речь идет не об иконах, на которых, при некоторых утратах красочного слоя, все-таки сохраняется образ, то есть подобие первообразу. Нет, речь идет о досках, которые раньше были иконами.
Относительно таковых есть ясное учение Церкви:
«Если поклоняюсь изображению креста, устроенному из какого бы то ни было вещества, то почему не буду поклоняться изображению Распятого, Который и показал спасительную силу креста? А что не веществу поклоняюсь, ясно; ибо когда бывает разрушено изображение креста, сооруженнаго, если бы и случилось, из дерева, то дерево я предаю огню, равным образом и вещество икон» (прп. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы и изображения, 2, XIX)[1];
«Если бы дереву иконы покланялись, как Богу; то непременно следовало бы покланяться и остальным деревам; потому что если бы покланялись дереву иконы, то иконы не следовало бы сжигать и тогда, когда на ней совершенно уничтожится изображение. И еще: пока два куска дерева, составляющие крест, сложены крестообразно, до тех пор я покланяюсь этому образу ради распятого на нем Христа; а когда они отделены друг от друга, я бросаю их и сжигаю» (VII Вселенский собор. Деяние IV)[2];
«Святым иконам поклоняются не ради вещества, но ради их подобия изображаемому. Поэтому отцы настоящего (VII Вселенского — К.Ш.) Собора в частных собеседованиях сказали, что, когда деревянный Крест разрушится, его сжигают, и когда краски и изображение на иконах совершенно испортятся, доску сжигают, как ненужное дерево» (Прп. Никодим Святогорец. Пидалион)[3].

Но прп. Паисий не знал, видимо, об этом учении. Бывает. Но вот еще в ответе он излагает странное учение о некоем приобщении святым через «вбирание, впитывание» лобызающими «красок этих икон», воспроизводя, видимо, идеи, повлекшие в свое время (в IX веке  точно) странную практику:
«Некоторые священники и клирики соскребали краску с икон, смешивали ее с евхаристичным хлебом и вином, и причащали этим христиан после Литургии» (Письмо императоров Михаила II и Феофила Людвигу Благочестивому)[4].

В общем, это все печально....
PS Довольно давно я читал один из томов Слов прп. Паисия. Помню, увидел там еще апологию имябожнической ереси. Дальше читать не стал.




[1] О святых иконах и иконопочитании. Краснодар, изд. Текст, 2006.
[2] Деяния вселенских соборов. Т. 4. СПб., 1996. С. 436.
[3] Преподобный Никодим Святогорец. Пидалион. Екатеринбург: Изд. Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019. С. 378— 379.
[4] Цит. по: Петр Николов. Богословие иконы (опыт исторического изложения догмата иконопочитания). Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев-Посад, 2000 г. С. 113—114.
Tags: Иконопочитание, Имябожничество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments