Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Categories:

О ТВОРЧЕСТВЕ, НАЧЕТНИЧЕСТВЕ И ПЛАГИАТЕ.

«Сам Иосиф был несравненным начетчиком, и в Волоцком монастыре было богатое собрание книг. “Богодухновенные писания вся памятию на край языка имый”, говорили о нем. И не так уже важно, что эту начитанность он приобрел скорее из разных сборников и отечников, чем из полных собраний отеческих творений. Но при всей своей книжности Иосиф равнодушен к культуре. Или точнее сказать, в культуре он только то приемлет, что подходит под идеал благочиния и благолепия, но не сам пафос культурного творчества. Вот почему осифляне совсем не редко воздвигали величественные и художественные храмы, и украшали их вдохновенным иконным письмом. Но к бо­гословскому творчеству оставались недоверчивы и равно­душны. Именно от этого равнодушие и сам Иосиф не выходит за пределы своей начитанности, остается только на­четчиком. Весь его “Просветитель” ведь почти без остатка разлагается в ряды выборок и свидетельств. “Книгу эту едва ли даже можно назвать самостоятельным или в строгом смысле русским произведением”, заметил даже сдержанный казанский издатель. Свое сказывается только в выборе или подборе чужого. В этом выборе Иосиф был скорее смел, не останавливается и перед новизной, даже западной, готов подходящее взять и из западного источника...
<…>
Богословский запас писателей-осифлян не был мал или узок. В первоисточниках вероучения, в Писании и в отцах, лучшие из них были опытны и искусны. Сам Иосиф, еще свободнее митр. Даниил, располагали достаточным богословским материалом. Нельзя говорить о скудости данных. И не исчерпывает вопроса и ссылка на то, что они были только начетчиками, — ибо и их противники, в известном смысле, были ведь тоже начетчиками. И не только “Просветитель”, но и “Предание ученикам” преподобного Нила построены скорее как сборник или “цепь”, чем как самостоятельное рассуждение...» (Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия, I, 6).
_____________________________________
Вот интересно, а где и у кого прот. Флоровский вообще почерпнул идею "богословского творчества", "самостоятельного рассуждения"? Замечал ли он, что столь высоко почитаемый им свт. Григорий Палама, опровергая доводы оппонентов и излагая православное учение, приводит множество цитат (напр., в Антерретиках против Акиндина их сотни) из свв. отцов, решительно настаивая на абсолютном отсутствии у себя всякой самостоятельности?

PS Мне недавно пришла мысль, что свт. Григорий сегодня обречен был бы на обвинение в плагиате, ибо никак не смог бы преодолеть барьер программы Антиплагиат :)
Tags: прот. Флоровский, прп. Иосиф Волоцкий, свт. Григорий Палама
Subscribe

  • РЕМИНИСЦЕНЦИИ.

    Мне в последнее время кажется, что, если все пойдет, как идет сейчас, то президент Зеленский мог бы стать героем фильма Висконти или Сабо типа…

  • БОЖЕ, БОЖЕ ВОЗВРАТИСЬ НА УКРАИНУ....

    Посмотрел выступление Зеленского "російською мовою", где он объяснял закрытие трех телеканалов. И как-то вдруг вспомнил песню, которую…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • РЕМИНИСЦЕНЦИИ.

    Мне в последнее время кажется, что, если все пойдет, как идет сейчас, то президент Зеленский мог бы стать героем фильма Висконти или Сабо типа…

  • БОЖЕ, БОЖЕ ВОЗВРАТИСЬ НА УКРАИНУ....

    Посмотрел выступление Зеленского "російською мовою", где он объяснял закрытие трех телеканалов. И как-то вдруг вспомнил песню, которую…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…