Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Поздравление от издателя переводов текстов свв. отцов в день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова.

Почему я не люблю издавать переводы святоотеческих текстов с богословскими комментариями, вводными статьями и прочими аксессуарами научного издания? Потому что непременно комментатор, если его не ограничить рамками текстологии, обязательно скажет какую-нибудь ересь или глупость. Поскольку мне лень "подбирать" за комментатором, я лучше не буду сопровождать издаваемые мною переводы результатами их (комментаторов) труда.
Вот свежий пример богословского комментария в Предисловии А. Г. Дунаева к книге "Свт. Григорий Палама. Полемика с Акиндином" (Св. гора Афон, 2009):
"Несмотря на то что богословие свт. Григория Паламы было во многом новаторским и творческим развитием предшествующей традиции (так, мы не находим у святых отцов прямых высказываний о различии внутри Бога сущности и энергии или о нетварной природе Фаворского света), по условиям времени и полемики "учителю безмолвия" было необходимо представить свое учение как более полное раскрытие уже сказанного предшествующими отцами Церкви" (С. 13 - 14).

1. Что значит "не находим"? Если только не воспринимать слова Дунаева как крик отчаяния, то означают они, что искомых "у святых отцов прямых высказываний" и нет. Так вот. Если А. Г. Дунаев чего-то "не находит" у свв. отцов, то пусть лучше ищет, или следит за ЖЖ-комментами к результатам своих поисков. И простые ЖЖ-пользователи принесутт ему пользу (прошу пардону за каламбур:)). Не буду повторять все цитаты, которые приводились в различных местах ЖЖ при обсуждении его мысли, будто учение о нетварности Фаворского света -- новое, не встречавшееся у свв. отцов до Паламы. Приведу (воспользовавшись дореволюционным переводом и ничего в нем не меняя, лишь присовокупив пару выражений на языке оригинала) одну, которую всякий богослов если не обязан знать, то обязан уметь найти (ибо по названию сочинения понятно, что в нем было бы небесполезно поискать):
"Итак, взяв с Собою на гору Фавор тех, которые отличались самыми высокими добродетелями, Господь преобразися пред ними (Мф. 17, 2). Хотя святое тело (Христово) с самой первой минуты ипостасного соединения совершенно обогатилось славою невидимого Божества (τὴν δόξαν τῆς ἀοράτου θεότητος), так что одна и та же слава и Слова и плоти, однако же эта слава, быв сокрыта в видимом теле, не могла быть видена теми, которые связаны узами плоти и, конечно, не могут вмещать того, чего не видят и ангелы. Посему, когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был. И вот значение слов: преобразися пред нами. Оставаясь Сам по себе тем же, чем был прежде, Господь теперь является ученикам Своим еще чем-то другим, сверх того, чем они видели Его прежде. И просветися лице Его, т. е. Того, Кто Своею властию осветил солнце и сотворил свет древнейший солнца, — Того, Кто есть истинный и невещественный свет, сияние славы (τῆς δόξης ἀπαύγασμα), естественный образ ипостаси Бога Отца (Евр. 1, 3). Просветися лице Его, яко солнце не потому, чтобы оно было не светлее солнца, но потому, что столько могли вместить зрители (ибо не тотчас ли они были бы сожжены, если бы Он явил всю славу Свою). Просветися лице Его, яко солнце: ибо что солнце между предметами чувственными, то Бог между существами разумными. Ризы же Его быша белы яко свет. Как иное дело — солнце (оно есть источник света и не может быть ясно зримо) и иное — разливающийся от него по земле свет (на него премудрость Божия даровала нам возможность взирать): так и лице Господа сияет яснее, как солнце, а одежды Его становятся белыми, как свет, сияя сообщенным им светом Божественным (θείου φωτὸς ἀγλαϊζόμενα) (прп. Иоанн Дамаскин. Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа ).

Возможно ли, что Дунаев скажет об отсутствии прямого высказывания о нетварности у прп. Иоанна? Для этого потребуется признать тварным божественный свет...

2. Со своей стороны отмечу, что не могу найти у свт. Григория Паламы прямого высказывания о различии сущности и энергий внутри Бога. Я вообще не могу понять, что хотел сказать здесь Дунаев. Может, кто-либо поймет?

С ПРАЗДНИКОМ!
Tags: Богословие, Дунаев, Сущность и энергии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments