Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Перебирая закладки...

«изображение предмета отнюдь не есть в качестве изображения тоже предмет, не есть копия вещи, не удваивает уголка мира, но указывает на подлинник как его символ (Обратная перспектива). 

«Бытие, которое больше самого себя, – таково основное определение символа. Символ – это нечто являющее собою то, что не есть он сам, большее его, и однако существенно чрез него объявляющееся. Раскрываем это формальное определение: символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю. Но, неся сущность в занимающем нас отношении более ценную, символ, хотя и имеет свое собственное наименование, однако, с правом может именоваться также наименованием той, высшей ценности, а в занимающем отношении и должен именоваться этим последним» (Имеславие как философская предпосылка). 

«Часть, равная целому, причем целое не равно части, – таково определение символа. Символ есть символизируемое, воплощение есть воплощаемое, имя есть именуемое, – хотя нельзя сказать обратно, – и символизируемое не есть символ, воплощаемое не есть воплощение, именуемое не есть имя. Не есть все это, но мы знаем, а потому и говорить можем лишь об этом, о явленном, представленном, именованном. И потому, сказав «не есть все это», – мы вступаем на путь апофатического богословия, апофатической философии: все, что не есть это, – и вообще не есть, не есть как предмет нашей мысли. Роза – не лепестки, но лепестки – роза» (Диалектика). 

Мне очевидно, что свящ. Павел Флоренский отождествляет (или, скажем аккуратнее, слабо различает) изображение и имя с тем, что свт. Григорий Палама называет «природным символом». Вместе с тем, полагаю, можно уверенно сказать, что «путь апофатического богословия», на который таким образом ступает мыслитель,  должен не-обходимо разойтись с путем апофатического богословия, которым шел свт. Григорий Палама вослед св. Дионисию Ареопагиту.

 (Не для полемики. Просто мысли при перелистывании книжки.) 

PS
 А вообще всех с Праздником!

Tags: Имябожничество, Флоренский
Subscribe

  • ПРИРОДА, СВОБОДА И ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ.

    Интересное наблюдение делает Ларше, обращая внимание на связь исходящего из гнушения природой — гнушения браком с апологетикой гомосексуализма…

  • МИТР. ЗИЗИУЛАС О БЕССМЕРТИИ БОГА.

    «Бог может сохранить личную идентичность не Своей природой, а тем, что Он троичен. Бог-Отец бессмертен потому, что Его неповторимое Отцовство…

  • ПРИЧАСТИЕ ПРИРОДЕ.

    "Каждое человеческое лицо живет во Христе, спасается и обоживается по мере того, как благодатью Святого Духа и своего свободного усилия,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments

  • ПРИРОДА, СВОБОДА И ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ.

    Интересное наблюдение делает Ларше, обращая внимание на связь исходящего из гнушения природой — гнушения браком с апологетикой гомосексуализма…

  • МИТР. ЗИЗИУЛАС О БЕССМЕРТИИ БОГА.

    «Бог может сохранить личную идентичность не Своей природой, а тем, что Он троичен. Бог-Отец бессмертен потому, что Его неповторимое Отцовство…

  • ПРИЧАСТИЕ ПРИРОДЕ.

    "Каждое человеческое лицо живет во Христе, спасается и обоживается по мере того, как благодатью Святого Духа и своего свободного усилия,…