Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

"Учение о всеспасении" и прп. Иоанн Дамаскин.

Уважаемый прот. Андрей Спиридонов (https://www.facebook.com/iereys?hc_ref=ARTEEIKzVCLJAviSYAqXj5bQTogl09XAd0xoUESX9C2sWyJoR-YM5WHPT2QN4JRT2v4&fref=nf), надеясь показать, что:
1) Всегда возможно обращение грешника ко Христу после смерти;
2) Возможно спасение всех грешников;
3) Спасены (выведены из ада) были все грешники во время сошествия во ад Христа — ссылается на Слово об усопших в вере прп. Иоанна Дамаскина.

Для доказательства он использует такие цитаты:
«А что касается слов пророческих: “во аде же кто исповестся Тебе” (Пс.6:6), то мы уже сказали, что ужасны угрозы Всевидящего, однако их побеждает неизреченное человеколюбие Господне. И после того, как пророк изрек сии слова, было исповедание во аде, – исповедание тех, которые во время спасительного сошествия Господа уверовали там (поелику Жизнодавец спас не всех вообще, а тех, кои и там уверовали). Мы говорим это, впрочем, не в опровержение пророчества, а для того именно, чтобы показать, что преблагий Господь побеждается Своим человеколюбием. Так, хотя и было предсказано: “Ниневия превратится” (Ион. 3,4), однако Ниневия не была разрушена, и благостию был побежден суд. Также Езекии Господь говорит: “устрой о дому Твоем, умираеши бо ты и не будеши жив” (Ис. 38, 1), но Езекия не умер. И о Ахаве было сказано: “наведу на тя злая”; между тем Господь не навел зла, а сказал: “видел ли еси, яко умилися Ахаав..., сего ради не наведу зла во днех его” (3Цар. 21, 21, 29). Так и всегда благостию будет побеждаться осуждение даже до последнего воздаяния, когда не будет времени для помощи, и человек останется только с одним бременем своим»;
«Но, возразит противник: “если это правда, то все спасутся, и никто не лишится блаженства”. Пусть так. И – о, если бы это исполнилось! Сего-то и жаждет и хощет, о сем то и радуется и веселится Преблагий Господь, да никто не лишится Божественных даров Его. Ужели ангелам он уготовал награды и венцы? Ужели для спасения небесных духов Он соделался человеком? Ужели ангелам Он скажет: “приидите... наследуйте уготованное вам Царствие?” (Мф.25,34). Все это уготовал Господь не для человека ли, за которого и пострадал? А кто, составив пир и созвав друзей, не пожелает, чтобы они все пришли и насытились благ его (иначе для чего ему уготовлять и пиршество, как не для того, чтобы угостить друзей своих)? И если мы об этом только заботимся, то что должно сказать о великодаровитом, всеблагом и человеколюбивом Боге, Который, раздавая и подавая, радуется и веселится более, нежели тот, кто приемлет и приобретает себе величайшее спасение?.. Итак, кто сомневается в вышесказанном, тот пусть заметит следующее. Каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший превратить ее в хлеб (поелику, не взирая на свое желание, не мог сделать сего и сверх чаяния был застигнут кончиною), не будет забыт праведным Судиею, но Господь по смерти его возбудит сродников и друзей его и преклонит души их к оказанию помощи почившему, к вознаграждению опущений умершего. А тому, кто вел жизнь порочную, ни мало не заботясь о душе и в таковом состоянии был застигнут кончиною, – тому никто не прострет руки помощи – ни родственники, ни друзья: поелику Бог не призрит на него. Потому-то благоглаголивый Златоуст поучает: “если ты в жизни не успел благоустроить всего касательно спасения души твоей, то по крайней мере при кончине заповедуй твоим родственникам, чтобы они по смерти препроводили к тебе твое, имение и оказали тебе помощь добрыми делами, т. е. милостынями и приношениями. Таким образом ты уже и здесь примиришься с Искупителем”... Но кто-либо скажет о странных и бедных, не имеющих у себя родственников, которые после позаботились бы о них, и не могущих оставить части на совершение литургии и милостыни: “Что же (скажет) должны делать эти? ужели за то, что они бедны, презренны и не имеют таких, которые попеклись бы о них, они лишатся спасения? ужели Бог будет столь неправосуден, что имеющему даст, а неимущему не даст ничего”? Да умолкнет всякий, делающий такое несправедливое заключение. Правосуден Владыка или, лучше и правильнее сказать, Он-то и есть сама правда, мудрость, благость, сила. Посему, как праведный, Он воздаст неимущему с избытком; как премудрый, Он доставит способы к вознаграждению опущений; как всемогущий, Он сокрушит крепкого и укрепит безсильное: как благий, Он спасет создание рук Своих, исключая только тех, которые явно принадлежат к числу отверженных, поправших правую веру»
(https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/slovo-ob-usopshikh-v-vere/)

Привлечение прот. Андреем Слова об усопших прп. Иоанна Дамаскина — увы!, весьма печальный и, увы!, далеко не редкий пример тенденциозного вчитывания в цитируемый текст собственных измышлений. Пример сей уместно рассмотреть внимательно, чтобы у невнимательного читателя не возникло впечатления, будто нечто, «обретенное» прот. Андреем в тексте, действительно в нем может быть обретено.
1. Первая цитата должна свидетельствовать, видимо, что для всех и всегда возможно покаяние после смерти. Однако же у прп. Иоанна Дамаскина речь идет только о  «тех, которые во время спасительного сошествия Господа уверовали там». Ничего подобного прп. Иоанн не говорит о своих, напр., современниках, или о современниках прот. Андрея. Единственное событие в истории — проповедь Христа во аде — остается единственным, не повторяющимся. О своих современниках прп. Иоанн не говорит, будто у них есть возможность покаяться после смерти. Нет, он учит уповать на молитву о них Церкви и милость Божию. Заметим, что речь прп. Иоанн ведет только о членах Церкви, а не обо всех людях вообще. Чтобы это увидеть, прот. Андрею достаточно было обратить внимание на заглавие, из которого ясно, что сказанное вообще не относится к усопшим вне веры.
2. О христианах, к которым обращается со своим Словом, прп. Иоанн не говорит, будто спасутся они все. Да, он говорит: «о, если бы это исполнилось! Сего-то и жаждет и хощет, о сем то и радуется и веселится Преблагий Господь, да никто не лишится Божественных даров Его». Однако же и прямо учит:
«А тому, кто вел жизнь порочную, ни мало не заботясь о душе и в таковом состоянии был застигнут кончиною, – тому никто не прострет руки помощи – ни родственники, ни друзья: поелику Бог не призрит на него».
3. Но и о тех, кто находился во аде во время сошествия в него Спасителя, он не говорит, будто были спасены все. Напротив:
«Жизнодавец спас не всех вообще, а тех, кои и там уверовали».

Да, прп. Иоанн так же, как и прот. Андрей, проводит параллель между находившимися во аде и еще живыми. Только вот в главе О сошествии во ад в книге Точное изложение православной веры учит он совсем другому:
«Обоженная душа [Христова] сходит в ад, чтобы как для находившихся на земле воссияло Солнце правды (Мал. 4:2), так и для сидящих во тме и сени смертней воссиял свет (Ис. 9:2), чтобы, как находящимся на земле Господь благовествовал мир, пленным освобождение, слепым прозрение (Лк. 4:18—19; Ис. 61:1), и для уверовавших стал Причиною вечного спасения, а для ослушавшихся — обличением неверия, таким же образом и для находившихся в аду (1 Пет. 3: 19): — дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2:10). И таким образом разрешив связанных от века, Он снова поднялся из мертвых, проложив для нас путь к воскресению» (ТИПВ, 73).
……………………………………..
Прот. Андрей утверждает, будто «есть три основных святоотеческих мнения относительно опустошения ада: или Христос вывел из ада всех, или тех, кто захотел выйти, или только ветхозаветных праведников». Далее он упрекает несогласных с ним:
«Наши же “ревнители” словно бы бояться признать Воскресение Христово как полную и окончательную победу над грехом и смертью. И эта позиция стала вроде как общей: ад остается почти в том же самом качестве, что и до Воскресения Христова, обязательная погибель всех, формально не принадлежащих к Церкви, это вполне догмат православной веры?»

Что сказать? К числу «наших “ревнителей”» он должен отнести и прп. Иоанна Дамаскина. Надеюсь, он теперь увидит это в тех самых цитатах, что приведены, если только совсем не ослеп.

PS
Очень приятно ощущать себя хорошим человеком, уверенным, что спасутся все. Быть православным христианином не всегда приятно, так как тебя могут счесть злым дядькой, желающим погибели созданию Божию — Человеку.
Однако же злые дядьки на самом деле те, кто тешит читателя надеждой, что тот может спастись, не принадлежа к Церкви.
PPS
И еще одно замечание. Я уже не раз говорил, и повторю, что ошибка «ревнителя» никак не влияет на посмертную участь усопшего. Если все (и те, кто вне Церкви) спасутся, то все вместе (и даже ревнители!) весело посмеются в Царствии Небесном над узостью взгяда пугавших адом/геенной. Но если «ревнители» (к которым относится и прп. Иоанн Дамаскин, чего не смог увидеть прот. Андрей) правы, тогда «наши утешители» дадут ответ Богу и тем, кого они «утешили» настолько, что «утешенные» вестью о всеспасении станут беззаботно отлагать крещение, да так и не войдут в Царствие Небесное. Помолимся, чтобы Господь Спаситель даровал «слепым прозрение»...
Tags: Богословие для чайников, Дух дышит где хочим, прп. Иоанн Дамаскин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

Recent Posts from This Journal