Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Кладистический анализ и богословие.

Уважаемый Аноним проделал (практически впервые, насколько я понимаю, если не считать данную им ссылку) интереснейшую работу по применению метода кладистического анализа в богословии. Результаты я публикую. Особенный интерес вызывает то, каким образом с данной точки зрения выглядит очень модное ныне постулирование генетической связи "межзаветки" и христианства.

***

Эффективность кладистических реконструкций в биологии и лингвистике общеизвестна, а литература, посвященная критике и методологии кладизма, практически необозрима - всякий желающий в состоянии составить собственное мнение самостоятельно. 

В качестве исследований, доступных Онлайн, мы можем рекомендовать статью о кладистической классификации рукописей: http://rjohara.net/cv/1996-rhc Ее контекст, как кажется, понятен богослову или историку, а методическая и историческая части хорошо написаны. Аппарат ссылок удовлетворителен, а программное обеспечение, использованное авторами, стандартное.  

Cмысл кладистической классификации состоит в том, что Tаблица, включающая в себя “предметы” и их свойства, в простейшем случае, закодированные нулями ("нет") и единицами ("да"), автоматически переводится в граф, который почти всегда толкуется как древо родства.

Смысл же экономной кладистической классификации состоит в том, что важнейшим критерием истинности такого графа (либо их серии) оказывается его простота: чем граф проще, тем он короче.

На основании одного и того же Матрикса – Таблицы cлeдует построить как можно большее число графов с минимальной длиной, и сопоставить их топологии. Топология, общая между каким-то числом графом, называется их "согласием".  Существуют также критерии, позволяющие оценить устойчивость графа, стабильность его формы и достоверность узлов. На обсуждаемом ниже дереве расчитанная в соотв. со стандартными алгоритмами достоверность клад/узлов показана снизу от ветви - и выделена "жирным" курсивом

Таблица свойств, представленная в виде графа - дерева - кладограммы, позволяет делать заключения о путях и способах эволюции того или иного свойства уже в контексте того "целого", которое представляет собой граф.

При заполнении Таблицы - основы графа, исследователь, безусловно, руководствуется “субьективными оценками”, однако кладистический подход позволяет минимизировать число спорных оценок путем использования знаков вопроса, которые при построении графа, формально интерпретируются как "утраченные данные". Cущественно и то, что реальная значимость признака, оценивается не "произвольно", но именно в контексте длины графа.

Возможность работы с "утраченными данными", позволяет строить деревья, исходя из допущений ответов, до сих пор не найденных. Для этого нужно просто поменять "знак вопроса" на "0" или "1" - и посмотреть, насколько это скажется на топологии итогового графа.

Принцип минимальной длины, используемый при построении графа, позволяет  эффективно перечислить признаки, специфические для данного узла графа или его ветви, такие признаки называются син-апоморфиями и аут-апоморфиями соответственно, а также те свойства, которые, возможно, имеют независимое происхождение - такие свойства называют гомоплазиями. Для того, чтобы понять истинность гомоплазии, существуют алготитмы оптимизации графа, возможность применения которых, впорчем, существенно ограничена его топологией.

Топология графа может зависеть от числа “предметов,” свойства которых исследуются, почему всякая кладограмма, это лишь приближение к "окончательному ответу".
Также отметим, что в качестве признаков можно и нужно использовать не только те хрестоматийные сведения, на которые опирались мы, но и любые другие свойства, вплоть до особенностей стиля автора. Искусство исследователя порой и состоит в умении найти изящное свойство - и представить его в виде элементарной пары ответов "да" или "нет". Впрочем, в той ситуации, когда имеющийся в распоряжении исследователя материал, позволяет дать оба ответа, при построении графа нужно просто задействовать опцию "анализ полиморфизма". Полиморфизм признаков, таким образом, отличаем от недостоверного ответa либо неполноты данных.                                   Возьмем ряд вопросов:     

1. Бог сушествует                                        
2. Бог вечен                                        
3. Бог благ                                        
4. Бог-Троица единосушных Ипостасей                                        
5. Вера в Мессию                                        
6. Иисус из Назарета – Мессия= Христос                                        
7. Иисус Христос из Назарета - Сын Бога                                        
8. Святой Дух - Ипостась Троицы                                        
9. Филиокве                                        
10. Мир сотворен благим Богом "из ничего"                                        
11. Мир - эманация Богa                                        
12. Мир образован Богом  в соответствии с Идеями                                        
13. Идеи - самостоятельные сущности                                        
14. Идеи не самостоятельны, но мысли Бога о творении                                        
15. Мир образован посредством Логоса                                        
16. Мир образован посредством Бож. Имен                                        
17. Вера в сушествование ангелов и демонов                                        
18. Демоны сотворены Богом злыми                                        
19. Демоны не сотворены Богом, но стали злыми по собственному произволению                                        
20. Адам и Ева - первые сотворенные люди                                        
21. Душа бессмертна                                        
22. Принцип ре-инкарнации                                        
23. Вера в рай и ад                                        
24. Адские муки вечны                                        
25. Мир имеет конец                                        
26. Страшный Суд                                        
27. Первородный грех                                        
28. Иисус Христос искупает от первородного греха                                        
29. Заместительное Искупление                                        
30. Христос умер за всех людей                                        
31. Воплощение Бога произошло от Девы                                        
32. Зачатие Бога случилось через слух Девы                                        
33. Особое почитание Девы-Богоматери                                        
34. Богоматерь изьята из-под первородного греха                                        
35. Церковь как собрание верующих в Мессию (пришедшего или грядущего) - Спасителя от вечных мук                                        
36. Понятие о Крещении                                        
37. Понятие о Таинствах как о действиях Духа - Освятетеля, творимых по заслугам Христа                                        
38. Таинство Крещения (или аналоги ("жречество" etc)                                        
39. Таинство миропомазания                                        
40. Таинство Евхаристии                                        
41. Пресуществление                                        
42. Таинство Брака                                        
43. Таинство священства                                        
44. Таинство Исповеди                                        
45. Таинство Соборования                                        
46. Принцип opus operato                                        
47. Почитание икон                                        
48. Необходимость соблюдения постов                                        
49. Необходимость молитв                                        
50. Традиция первична по отношению к Писанию                                        
51. Спасение "только верою"                                        
52. признание епископа города Рима главою Вселенской Церкви                                        
53. Признание первых 7 Вселенских Соборов                                        
54. Признание иных соборов Вселенскими (помимо первых 7)                                        
55. Необходимость почитания святых                                        
56. Бог отличим от Его действий, Которые Божественны                                        
57. Чудесные свойства Божественных Имен                                        
58. Возможность заклятия ангелов  и демонов посредством использования Бож. Имен                                        
59. Возможность "заклятия" Бога посредством Его Имени                                      
60. Амулеты на основе Божественных Имен

На их основании построим таблицу, отражающую то, как ответили бы на них разные авторы:

В качестве простейшего примера попробуем протестировать известную гипотезу об "иудейской матрице" христианства с применением кладистских алгоритмов. Для этого построим на основании Таблицы 1 необходимую кладограмму (Фиг. 1). 


Перечислим результаты, которые кажутся нам принципиальными:

1. не "христианская клада" происходит от "межзаветных авторов", но, напротив, "межзаветные авторы" и "христианская клада" происходят от общего предка.
Программа позволяет однозначно сказать, какими отличительными особенностями обладает "общий предок", это признаки с номерами

 5, 23, 25, 26, 36, 49, 56, 57

Вера в Мессию,

Вера в рай и ад,

Мир имеет конец,

Страшный Суд,

Понятие о Крещении,

Необходимость молитвенных практик,

Бог отличим от Его действий, Которые Божественны,

Чудесные свойства Божественных Имен;

 2. аналогично перечисляем cинапоморфии (oсобенности) "Христианской клады":                                                                                                                                                                                

4, 6, 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 24, 27, 28, 29, 31, 35, 37, 38                                             

 Бог-Троица единосущных Ипостасей,

Иисус из Назарета – Мессия = Христос,

Иисус Христос из Назарета - Сын Бога,

Святой Дух - Ипостась Троицы,

Мир сотворен благим Богом "из ничего"

Идеи не самостоятельны, но мысли Бога о творении

Мир образован посредством Логоса

Демоны не сотворены Богом злыми, но стали злыми по собственному произволению

Адам и Ева - первые сотворенные люди

Адские муки вечны

Первородный грех

Иисус Христос искупает от первородного греха                              

Заместительное Искупление

Воплощение Бога произошло от Девы

Церковь как собрание верующих в Мессию (пришедшего или грядущего) - Спасителя от вечных мук

Понятие о Таинствах как о действиях Духа - Освятителя, творимых по заслугам Христа

Таинство Крещения

Таинство Евхаристии

таким образом, переход от "общего предка" к "межзаветке" возможен путем ОТРИЦАНИЯ этих свойств

3. апоморфии "межзаветки"

16, 18, 50, 58, 59, 60

Мир образован посредством Бож. Имен,                                                       

Демоны сотворены Богом злыми,                                                       

Принцип ре-инкарнации,                                                

Возможность заклятия ангелов  и демонов посредством использования Бож. Имен

Амулеты на основе Божественных Имен

 

число признаков вида 59 и 60 (специфических для "межзаветных авторов") может быть значительно больше - иными словами, добавление новых свойств здесь не изменит топологии дерева (например "вера в существование ангела Метатрона", "таинственная связь между Енохом праведным и ангелом Метатроном", "представленность Лица Бога ангелом Метатроном", "Предание о Лилит - первой жене Адама", "мистицизм Колесницы" - и мн. другие; общирные резюме соотв. вопросов можно, например, найти в ЖЖ юзера aorlov). Т. е. в рамках разбираемого подхода не очень понятно, каким же образом перечисление и детальное исследование апоморфий межзаветной ветви, эволюирующих после "общего предка", принципиально может помочь с реконструкцией становления клады с иными апоморфиями - а именно, христианской клады.

 

Таким образом,

1. "Межзаветные авторы" действительно оказываются ближе ко христианкой кладе, чем Плотин. Это, казалось бы, свидетельствует в пользу идеи "иудейской матрицы" христианства. Однако

2. общий предок "христианства" и "межзаветки" не содержит никаких собственно межзаветных признаков.

при этом

3. "христианство" формирует не политомию, но достоверную кладу в составе "Златоуст", "Св. Григорий Нисский", "Палама", "Аквинат", "Дунс Скот", "Кальвин", "Лютер". Клада в составе "Лютера" и "Кальвина" недостоверна и распадается при построении "согласия" - распадается, в отличие от клады "Златоуст" + "Св. Григорий Нисский" + "Палама" + "Аквинат" + "Дунс Скот", соответствующей разделенной исторической Церкви. Не смотря на то, что в анализ включены важнейшие догматические отличия Римской католической Церкви от Православия (признания примата Папы и Филиокве), их оказывается недостаточно для того, чтобы "католичество" (представленное Фомой и Скотом) образовало самостоятельную кладу не в составе клады с именами "Златоуст" + "Св. Григорий Нисский" и "Палама". Скажем, католическая клада не оказывается "сестринской" к "православной".
См. окончание.

 

 




Tags: Богословие
Subscribe

  • РЕМИНИСЦЕНЦИИ.

    Мне в последнее время кажется, что, если все пойдет, как идет сейчас, то президент Зеленский мог бы стать героем фильма Висконти или Сабо типа…

  • БОЖЕ, БОЖЕ ВОЗВРАТИСЬ НА УКРАИНУ....

    Посмотрел выступление Зеленского "російською мовою", где он объяснял закрытие трех телеканалов. И как-то вдруг вспомнил песню, которую…

  • О РУССКОМ ФАШИЗМЕ

    Сейчас собираю адреса жертвователей. Так вот: Барнаул, Москва, Минск, Сергиев Посад, Балашиха, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Самара,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments