Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Цитата из свт. Василия Великого. Ответ.

Дорогие друзья, ув. Петр Пашков (https://vk.com/photian) подсказал в личном сообщении ответ на мой вчерашний вопрос относительно цитаты из свт. Василия.
Это письмо 206: "Младенцев делает неукоризненными самый возраст (Τοῖς μὲν γὰρ νηπίοις αὐτάρκης ἡ ἡλικία πρὸς τὸ ἀνέγκλητον)"(https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/198).

Интересно, что данную цитату архим. Лазарь (Абашидзе) приводит в связи со ссылкрй на нее как на подтверждение того, что спасение возможно для некрещеных младенцев. Рассматривая статью Э. Челидзе, архим. Лазарь пишет:

"Вот совсем недавно в нескольких номерах газеты Тбилисской Духовной Академии и семинарии, в статьях доктора филологических наук, заведующего кафедрой патрологии Э. Челидзе, высказывались такие понятия:
«Вопрос о во чреве умерших и умерших малолетними и некрещеными детях стоит совершенно отдельно от вопроса о некрещеных взрослых и подростков потому, что с них, за то, что они не были крещены, никакая ответственность не берется, и, по учению Отцов Церкви, как мы дальше увидим, они целиком невинны. Проблему создает, с одной стороны, некрещенность, в которой они, младенцы, целиком неповинны, с другой стороны – Божественная истина о том, что некрещеные, поскольку имеют первородный грех, в Царство Божие не входят. Итак, вопрос касается как будто не «Божественного милосердия», как хотят некоторые изобразить, но суда Божия об этих невинных младенцах. Вопрос можно выразить очень ясно так: предаст ли погибели или нет Божественное правосудие из-за некрещенности тех, которые в этой некрещенности никакой вины не имеют – ни по знанию, ни по другим факторам? Опять отметим, что если в малолетстве умершие предаются погибели, то только и только за то, что они были некрещеные, т. к. умершие крещеными младенцы сразу спасаются. Например, в древности было уделено внимание тому, чтобы разъяснить некрещенность как повинность для погибели: что, те младенцы погибнут ли за эту свою некрещенность, в которой они не повинны? Обяжет ли непостижимое Божественное правосудие вечным мучением детей по той вине – некрещенности, – поскольку они не повинны в этом и не ответственны за это? Как видим, проблема трудная, и нельзя так скоро вынести решение, как некоторые думают».
Чуть далее: «Итак, Божий суд только и только на основе личностной воли, личностной наклонности, личностного выбора – по делам, на их основании, определяет ко спасению или к погибели. Во чреве же умершие младенцы, как единодушно учат Отцы Церкви, кроме первородного греха, не имеют никакого другого греха. Вместе с тем они совершенно лишены возможности как-либо принять Крещение. Из этого исходя, из этих вышеуказанных рассуждений («логики»), нужно прийти к заключению, что Господь при воплощении и при избавлении человечества от первородного греха заранее обрек на вечные муки самую большую, беззлобную часть человечества, к тому обрек их через совершенное отвержение их личностной воли. Итак, по учению Церкви во чреве умершие, кроме первородного греха, абсолютно никакого греха другого не имеют и представляют самую невинную часть человечества».
Еще такая фраза: «Мы должны отметить то, что вопрос о том, что младенчество и неповинность – одно и то же, точно излагает св. Василий Великий, который говорит: «Для детей возраст сам по себе достаточен, чтобы быть неповинными». Из этих слов, думаем, яснейше выявляется учение Церкви о том, что младенцы неповинны. Как может быть допустима для св. Василия Великого вечная погибель невинных детей и их пребывание в вечном огне?»
Подобного рода рассуждения много раз в разных выражениях повторяются в данных статьях. Но рассмотрим сказанное.
В вышеприведенных суждениях легко замечается лукавая подмена понятий: на место вины и тяготы первородного греха подставляется какая-то нелепая «вина в некрещенности». Здесь вопрос о первородном грехе и ответственности за него ставится как бы с ног на голову. В приведенных выше нами постановлениях и высказываниях Отцов Церкви постоянно говорится о том, что младенцы, которые хотя сами еще никаких грехов не соделали и даже «сами собой совершать их еще не могут», тем не менее «грешны тем прародительским грехом». И хотя дитя «ни в чем не согрешило, но само, произойдя по телу от Адама, приняло заразу ветходревней смерти». «Кто сим путем родился, хотя бы не сделал еще никакого греха, уже грешен тем прародительским грехом». То есть постоянно делается указание на то, что при отсутствии всякого вольного согрешения, тем не менее, грех есть. И он вменяется и обрекает на смерть!
И вдруг современный «богослов» дает совершенно новый ход суждению: выставляет на первый план отсутствие личных грехов у младенцев, в том числе их «личную неповинность в некрещенности», и говорит, что после этого они «никакого другого греха, кроме первородного, не имеют». Но ведь то, что никакого греха, кроме первородного, некрещеные младенцы иметь не могут – яснее ясного, и все правила как раз об этом и говорят. Однако в них делается вывод о том, что сам этот первородный грех – нечто не малое и помимо личных грехов несет смерть, налагает вину и нуждается в очищении Таинством. Сами же слова статьи: «Божий суд только и только на основе личностной воли, личностной наклонности, личностного выбора – по делам, на их основании, определяет ко спасению или к погибели», – говорят о том, по мнению автора, что сам по себе не омытый Таинством прародительский грех не может лишать человека вечного блаженства, но лишь личные грехи вменяются ему в смертный грех. Но, как мы уже видели, прародительский грех относится ко грехам смертным, хотя и невольным" (https://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidze/greh-adamov/#0_6).

Вообще вся работа архим. Лазаря, насколько я понял, очень интересная и полезная.

PS  Кстати, для понимания смысла сказанного свт. Василием, следует иметь в виду адресата письма  -- епископа Елпидия. Сомнительно, чтобы речь вообще шла о некрещеном младенце, иначе это не было бы оставлено без внимания святителем в письме к епископу.
Tags: Богословие, Искупление, Каноны, Таинства, свт. Василий Великий
Subscribe

  • С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!

    «Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • ПРАВОСЛАВИЕ.РУ ВСЁ....

    И потому, если причастие соблазняет брата моего, не буду причащаться вовек! http://pravoslavie.ru/130348.html

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!

    «Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • ПРАВОСЛАВИЕ.РУ ВСЁ....

    И потому, если причастие соблазняет брата моего, не буду причащаться вовек! http://pravoslavie.ru/130348.html