Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

"Предвкушение рая"....

Кардинал Ратцингер: Почему мир очарован футболом?

Кардинал Ратцингер:
Почему мир очарован футболом?
(Эссе о футболе будущего Папы Римского Бенедикта XVI)
3 июня 1978 года кардинал Йозеф Ратцингер, бывший тогда архиепископом Мюнхена и Фрайзинга, произнес в эфире радиостанции “Zum Sontag” размышление, поводом которому послужил начавшийся в Аргентине 11-й чемпионат мира по футболу. В 1985 году это выступление было опубликовано в собрании эссе Й. Ратцингера с несколько измененным началом.
Если в эти дни почитать газеты, послушать радио или посмотреть телевидение, легко заметить, что доминирует одна-единственная тема – Кубок мира по футболу. В 1970 году 700 миллионов людей следили за чемпионатом мира по телевидению; в этом году их наверняка будет больше. Футбол стал глобальным событием, которое собирает людей со всего мира и через все границы в одно и то же «место для души», где всех их объединяют надежды, тревоги, страсти и радость. Едва ли какое-то другое событие может произвести подобный повсеместный эффект. Отсюда видно, что это событие должно быть обращено к чему-то основополагающему в людях, и это приводит нас к вопросу о том, в какой области лежит сила спорта. Пессимист скажет, что нечто похожее имело место в Древнем Риме. Лозунг народных масс был «panem et circenses» — «хлеба и зрелищ». Пища и игра формировали стиль жизни разлагающегося общества, не ведавшего более высокой цели.
Однако даже если согласиться с этим, этого не будет достаточно. Следовало бы задаться вопросом: «В чем заключается очарование игры, которое делает ее столь же важной, как пища?» На этот вопрос можно ответить, обратив взгляд в Древний Рим, где вопли о хлебе и зрелищах были выражением желания райской жизни, жизни сытой и исполненной праздности, не требующей каких бы то ни было усилий. Потому что именно это и означает игра – абсолютно свободное действие, без цели и без необходимости совершать его, но в то же время, вовлекающее и использующее все силы человека. В этом смысле спорт становится своего рода предвкушением рая: выйти из рабской важности нашей повседневной жизни и ее забот в свободную серьезность, придаваемую тому, что не должно быть серьезным, но что именно поэтому является прекрасным.
Так спорт преодолевает повседневность. Однако у него есть и другая характерная особенность, имеющая значение особенно для детей – он является подготовкой к жизни. Он символизирует саму жизнь, свободно устремляющуюся вперед. Мне кажется, что очарование футбола состоит в том, что он весьма убедительным образом сочетает в себе оба эти аспекта. Он побуждает человека взять себя в руки, так, чтобы посредством тренировки он мог приобрести контроль над самим собой, посредством контроля – мастерство, а посредством мастерства – свободу. С другой стороны, футбол также учит человека дисциплинированному сотрудничеству с другими. В командной игре он учится ставить свою индивидуальность на службу всем. Спорт объединяет людей в стремлении к общей цели: от успехов и неудач каждого зависят успехи или неудачи всех.
И наконец, спорт учит честной борьбе, в которой правила игры, взаимно соблюдаемые всеми, связывают и объединяют соперников. Игровая свобода, когда всё сыграно так, как должно, серьезность состязания, преобразуются в свободу завершенной игры. Наблюдая игру, зритель отождествляет самого себя с игрой и игроками. Он ощущает себя одновременно частью командной игры и состязания, он участвует в серьезности игроков и в свободе их действия. Игроки становятся символом его собственной жизни, и наоборот. Игроки знают, что зрители видят в них самих себя, получая от них поддержку. Конечно, всё это может быть изуродовано коммерческим подходом, который окутывает всё мрачным денежным покровом и превращает спорт в индустрию, которая способна порождать нереальный мир чудовищных масштабов. Однако этот иллюзорный мир не может существовать, если спорт основан на позитивных ценностях: как подготовка к жизни и выход из нашей повседневности навстречу нашему потерянному раю.
Тем не менее, в обоих случаях это означает обрести дисциплину для свободы, готовить себя к следованию правилам совместного труда, к состязанию и самодисциплине. Возможно, если мы будем думать об этом, спорт может научить нас жить по-новому. Ибо спорт делает зримой фундаментальную истину: человек живет не хлебом единым. Да, материальный мир – это лишь преддверие подлинного человечества, мира свободы. Однако та свобода основана на правилах, на дисциплине совместного труда и честного состязания, она не зависит от поверхностного успеха или произвола, а потому она поистине свободна. Спорт как жизнь. Если мы посмотрим на это поглубже, тогда феномен мира, помешанного на футболе, может дать нам нечто большее, чем просто зрелище.
Монс. Йозеф Ратцингер,
Архиепископ Мюнхена и Фрайзинга
3 июня 1978 года
http://sib-catholic.ru/kardinal-rattsinger-pochemu-mir-ocharovan-futbolom/
.......................................................................
Все-таки у католиков круче получается.... В РПЦ как-то... скучнее, что ли. Православные апологеты футбола и прочих спортивных забав тянут разве что на уровень унылых полковых замполитов.
Tags: Церковь и время, папа Бенедикт XVI
Subscribe

  • ЦИТАТА ЦЕЛИКОМ.

    Звягинцев: «Или — помните коллизию “Легенды о Великом инквизиторе”? Каким рисует Достоевский иерарха церкви? И я не думаю,…

  • К одному недавнему разговору.

    Режиссер Андрей Звягинцев: «люди приспособили существо Христова учения к своим плоским властным нуждам, к своим скудным рабским…

  • Хандке.

    Петер Хандке стал лауреатом Нобелевки по литературе. Помню, читал его "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" много-много лет назад....…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • ЦИТАТА ЦЕЛИКОМ.

    Звягинцев: «Или — помните коллизию “Легенды о Великом инквизиторе”? Каким рисует Достоевский иерарха церкви? И я не думаю,…

  • К одному недавнему разговору.

    Режиссер Андрей Звягинцев: «люди приспособили существо Христова учения к своим плоским властным нуждам, к своим скудным рабским…

  • Хандке.

    Петер Хандке стал лауреатом Нобелевки по литературе. Помню, читал его "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" много-много лет назад....…