Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Categories:

О жертвах катастроф и Царстве Божием

Прот. Всеволод Чаплин о речи патр. Кирилла:

Пишут христиане - спрашивают про слова Патриарха, сказанные в Кемерове: «Сегодня у нас есть возможность особенно усердно помолиться Господу, чтобы Он принял всех тех, кто погиб, в свое Небесное Царство. Ведь их смерть была мученической, а мученическая смерть вводит человека в Божественное Царство» (http://www.patriarchia.ru/db/text/5189556.html ).
Еще раз повторю то, что говорил ранее: мы можем молиться и о нехристианах (вне литургии, а лучше вообще вне храма и богослужения). Можем надеяться, что страдания и невинная жизнь детей-нехристиан не останутся у Бога без воздания, без милости. Но вне Его Царства. Христос Сам сказал, что не верующие в Него в это Царство войти никак не могут. Писание и Предание ясно говорят об этом.
Мученичество, в христианском понимании, – это свидетельство о Христе. Слова martyros, matryria вообще не связаны со страданием – они говорят именно и только о свидетельстве. Это знает любой семинарист. Кончину, связанную со страданиями, но не с исповеданием веры, мы обычно и называем «страдальческой», иногда – «страстотерпческой» (если она все-таки сопряжена с истинной верой, но не является страданием именно за нее).
Если же любую страдальческую кончину считать вводящей в Царство Божие, то возникает вопрос о критериях. Надо ли каждого ребенка, погибшего в муках, считать вошедшим в это Царство? Или вообще каждого человека, умершего неестественной, а тем более насильственной смертью? Какого-нибудь Кальтенбруннера, например?
Через несколько дней Патриарх сказал о понятии «мученичество» вполне корректно: «Мы совершили Божественную литургию на могилах людей, замученных и убитых за веру, — почему мы и называем христиан, погибших и захороненных здесь, новомучениками и исповедниками Церкви Русской» (http://www.patriarchia.ru/db/text/5190447.html ). Конечно, не все расстрелянные в Бутово были мучениками, и говорить о них так - не по-христиански (если, правда, не путать христианство с секулярным гуманизмом).
А почему в Кемерове нужно было говорить нечто иное? Понятно, что перед Патриархом стояли родные жертв пожара. Но любой из нас нынче говорит со всеми одновременно – потому что нас смотрят и читают самые разные люди. Вполне можно найти слова, которые одновременно утешают и не дают ложной надежды, а самое главное – призывают к обращению, вере, покаянию, изменению жизни. Ведь Господь попускает страдания как раз для того, чтобы такая перемена произошла.
Говорить об этом надо даже тогда, когда толпа может тебя разорвать. Христос поступал именно так. В аналогичной ситуации Он сказал: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 3). И вскоре, конечно, Ему сказали: «Выйди и удались отсюда». Но главные слова прозвучали – слова о покаянии. Я видел много жертв катастроф и их родственников. Люди обычно знают, что в жизни делали не так, и каются, и стремятся жить по-другому. С Богом они говорят иначе, чем с властями – по крайней мере после первого шока. В эти моменты их совесть особенно обнажена, особенно открыта, и грех не воззвать к ней – тактично, аккуратно, с любовью и состраданием, но без ухода от главных вопросов в ложные обещания «Царства Божия для всех». Господь сего не обещал большинству людей – зачем же нам обещать? Вот как он ответил на вечный вопрос.  «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:23-24). Мы встретимся в ином мире с нашими близкими – но не всегда эта встреча будет радостной. Она может быть и такой, как у богача и Лазаря (Лк. 16).
Впрочем, даже отец Андрей Кураев, когда-то стоявший на страже христианского правомыслия перед лицом модернизма, а сейчас обычно подмечающий малейшие, даже технические несостыковки в речах Патриарха, об упомянутых мною словах молчит. Потому что понимает: сразу накинутся и церковные сервилисты-«охранители», и либеральная общественность. Как же – трагедия, дети! Да кто посмеет рот раскрывать! Только вот для христианина такой подход означает лишь одно: грех человекоугодничества. Тяжкий грех, убивающий веру и искренность. При всем внимании к чувствам других людей мы должны говорить им самое главное – о единственном пути ко спасению, который во Христе и только в Нем. В истинной Церкви и только в ней. И говорить именно в такие моменты, когда ум и сердце открыты. Мертвенным же «охранителям», а особенно гуманистам-либералам, спекулирующим на чужих чувствах, нужно безо всякой вежливости сказать: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23: 13).
https://pravoslav-pol.livejournal.com/133278.html
Tags: Богословие, Каноны, ПК, Церковь, Церковь и государство
Subscribe

  • Вопросы из-под замка.

    Увидел в одной подзамочной записи вопросы. На что-то я смог ответить, на что-то — нет. Может, кто-нибудь поможет? Вот текст: А не чистилище…

  • О "папизме".

    Очень толковое рассуждение illusoryshadow: Тут меня замечание andrew_larisa ( лжеучением становится попытка Фанара представить…

  • О проповедях прот. Головина.

    ЗАЯВЛЕНИЕ Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина, штатного клирика Чистопольской епархии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments

  • Вопросы из-под замка.

    Увидел в одной подзамочной записи вопросы. На что-то я смог ответить, на что-то — нет. Может, кто-нибудь поможет? Вот текст: А не чистилище…

  • О "папизме".

    Очень толковое рассуждение illusoryshadow: Тут меня замечание andrew_larisa ( лжеучением становится попытка Фанара представить…

  • О проповедях прот. Головина.

    ЗАЯВЛЕНИЕ Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина, штатного клирика Чистопольской епархии…