Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Ответ Ильи Бея.

Илья Бей ответил мне на ФБ:
Я знаю о существовании 15-го Правила Двукратного собора. Но знаю также об Апостольских правилах, в которых епископам запрещено без особой необходимости переходить с кафедры на кафедру, быть поручителем, получать проценты за долги, перекрещивать, питаться в общепите, совмещать епископство с депутатством... Наказание за все подобные преступления одно и то же. Давайте-ка применим их все?
У православных, увы, отсутствует единый свод канонического права, в который были бы включены каноны, не утратившие своего временного, ситуативного значения, не создана единая база прецедентов. Поэтому практически на любой канон можно найти канон или практику совершенно противоположную.
У слова «анафема» в церковном лексиконе есть как минимум два значения. В первом, церковном значении, «анафема» - все лишь констатация того, что имярек «не с нами», «мы его не почитаем своим». Во втором, светском значении, «анафема» - синоним проклятия.
Это не только мое мнение. Вот что пишет свящ. Максим Козлов: «В церковном же значении анафема – то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, таков, что своим мировоззрением и поступками сам удостоверил – к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения. Так что анафема – это никакое не «проклятие церковное», как вслед за Большой советской энциклопедией считают иные люди или безграмотно трактуют мирские СМИ; это и не отлучение от Церкви в светском понимании этого термина».
Однако Козлов признает и политическую мотивацию. Вот что он пишет об анафеме Ивану Мазепе: «Не только он, изменник Отечества, но и Гришка Отрепьев, и Степашка Разин были отлучены от Церкви не по вероучительным основаниям, а как враги государства. В те времена существовало принципиальное понимание «симфонии властей» – церковной и светской. Первая заботилась о нравственном здоровье народа, вторая – о безопасности государства и защите самой Церкви. Всякий, кто восставал против государства, восставал не только против монархии, но против Державы, на протяжении веков являвшейся оплотом вселенского Православия. В силу этого антигосударственные действия одновременно расценивались и как антицерковные, поэтому виновные в них подвергались и церковному осуждению через анафематствование».
Поскольку Филарет, митрополит Киевский, никакой ереси не учил, лично я считаю, что объявление ему анафемы – шаг исключительно политический, а потому в церковном смысле и ничтожный. Особенно на фоне того, что Филарет лишь последовательно выполнял решение собора епископов УПЦ 1991 г.: «Собор одноголосно прийняв рішення звернутися до Святішого Патріарха Московського і всієї Русі Олексія II з проханням дарувати Українській Православній Церкві повну канонічну самостійність, тобто законну автокефалію. Собор відкидає самочинну автокефалію, яка завела православних людей до розколу».
Однако, ввиду имперских амбиций Москвы («не пущать») решение вопроса не просто затянулось, а очень затянулась, а Филарету еще основательно дали по шапке, а потом и объявили анафему.
III. Напротив, ереси учит Кирилл Гундяев (энергетизм, «руссмирство»), а потому его я почитаю извергнутым из священного сана.
.......................................................................

Наш разговор там:
К.Ш.: Вы как-то странно судите 15-е правило. Там внятно сказано, что без решения суда Церкви отделяться нельзя. Извержение из сана много за что полагается, однако мы не можем отделяться до решения об извержении из сана. Вы сами прямо согласились в своей статье, что Филарет ушел в раскол. Значит, 15-е Правило к нему применено справедливо. Ваше личное мнение о мотивах значения не имеет. Я был уверен, что знаете. Но умолчали. Причем не о Филарете умолчали, а о том, что извержение из сана раскольника — законно. То есть повели себя как пропагандист.
И.Б.: Тогда и почти все автокефалии следует отозвать, в том числе и московскую. Они же с раскола начинались.
К.Ш.:  Илья Бей, это бессмысленный разговор. Отделение имело основание в том же 15-м Правиле (ересь): "они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучитилей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранить Церковь от расколов и разделений". Во-вторых, когда патриарх Константинопольский извергал из сана московских митрополитов за раскол?

И так далее: https://www.facebook.com/illya.bey/posts/10211849808347417
Tags: "Томос", Илья Бей, Украина, Церковь
Subscribe

  • С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!

    «Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • Особенности богословской полемики в МП.

    На фоне таких дебилов-фундаменталистов либерасты в Церкви выглядят респектабельно.....

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments

  • С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!

    «Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • Особенности богословской полемики в МП.

    На фоне таких дебилов-фундаменталистов либерасты в Церкви выглядят респектабельно.....