Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Мы все умрем, если...

Фраза из коммента к предыдущей записи представляется мне весьма показательной. Собеседник мой, уверенный, видимо, что Церковь, не призывающая к социалистической революции и ее не возглавляющая -- "фейковая", вдруг говорит: "мы все умрем если будет так продолжаться" (https://kiprian-sh.livejournal.com/451760.html?thread=16686512#t16686512).
Он, пожалуй, нечаянно высказал надежду (возможно, отчасти бессознательную, не вполне ясную ему самому): "мы не умрем, если так не будет продолжаться". Наверное, это -- самое главное. Именно это -- недостаточно отчетливое сознание факта, что мы все умрем в любом случае. Никакое  "если" ничего не изменит. Наше желание не умирать неосуществимо, наше желание жить, бесконечно для земное существование (и при том проводя жизнь в довольстве) не имеет ничего общего с тем, чему нас учит Церковь.

Так вот, о Церкви.
При том, что мы не затруднимся найти в Писании и Предании призыв творить милостыню, помогать бедным, даже раздать все имущество свое нищим, мы должны не упускать из виду, что призыв этот направлен к богатым. Но не существует призыва к бедным забрать силой и поделить собственность богатых. Не существует также и епитимии в Канонах Церкви за владение собственностью как таковое. Отчего так? Церковь заботится о спасении души, о Царствии Божием и правде его прежде всего. Вот что говорит свт. Иоанн Златоуст:
Удалив от нас всякую мысль об излишних заботах, Христос упомянул и о небесах; Он для того и пришел, чтобы разрушить древнее, и призвать нас к лучшему отечеству; потому Он все делает, чтобы удалить нас от излишеств и от пристрастия к земным вещам. Для того и о язычниках упомянул, сказав, что этого ищут язычники (Мф. 6:32), которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью, которые нимало не рассуждают о будущности и не думают о небесах. А для вас должно быть не это важно, но другое. Мы не для того ведь сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага. Итак, усиленно и заботиться и молиться о земном не должно. Потому Спаситель и сказал: ищите же прежде Царства Божьего, и это все приложится вам. И не сказал: даны будут, но – приложатся, чтобы ты знал, что настоящие блага ничего не значат в сравнении с величием будущих. Потому-то Он и не повелевает просить настоящих благ, но просить иных благ, и надеяться, что и те присоединятся к этим. Итак, ищи благ будущих – и получишь настоящие; не ищи видимых – и непременно получишь их. Да и неприлично тебе приступать к Владыке с молитвой о таковых благах. Будучи обязан прилагать все тщание и всю заботу свою о неизреченных благах, ты крайне бесчестишь себя, когда изнуряешь себя заботливыми помыслами о благах скоропреходящих (Толкование на Мф. 6, 33).

Искать прежде всего Царствия Божия для бедного -- это вовсе не затеивать передел собственности, если он всерьез озабочен прежде всего Царствием Божиим. Потому что зависимость от собственности плоха, независимо от того, владеет ли ею человек. Искакть Царствия Божия для богатого -- стремиться исполнить заповеди Божии о милосердии, помнить сказанное Спасителем: "если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19, 21).
Вот к этому зовет Церковь, а не к революциям и контрреволюциям.
Хорошо, конечно, было бы, если бы все было у нас общее, как в первых христианских общинах. Но кто мешает сегодня кому угодно начать так жить? Раздайте все, что имеете. Начните с себя! И будете иметь сокровище на небесах. Сокровище это небесное будет иметь не забирающий земное, а отдающий.

Я не верю, что желающие революций заботятся о душах богатых. Я не верю, что они богатых любят. Они, скорее, любят их собственность и хотят ее отобрать. С точки зрения земнгого устроения это желание не лишено оснований. Однако с точки зрения Церкви это желание грешное, это забвение Царствия Божия.
Все земное пройдет. И мы все умрем. И вот то, что последует вослед этому не зависящему от нас концу, зависит от нас сегодня. От нас -- богатых ли, бедных -- зависит, каковой для нас станет бесконечность после земного конца.

PS Мой друг Игорь Шакун однажды сказал, а я теперь часто цитирую: "Выйди на улицу. Оглянись вокруг. Видишь: люди ходят? Все умрут, никто не выживет" :)

PPS Дорогие борцы за светлое будущее, оставьте уже Церковь, учившую, как неоднократно напоминали вам ваши учители, рабской покорности:
Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (Еф. 6, 5-10). В толковании этого места свт. Феофан Затворнике говорит, что св. ап. Павел послан был "не гражданский быт перестроивать, а нравы людские преобразовать".
Tags: Богословие для чайников, Златоуст, Игорь Шакун, Каноны, Церковь, Церковь и государство
Subscribe

  • ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ.

    «...нет ничего необычного в возможной заявке на разработку собственной богословско-философской системы с новыми понятийными определениями. Это…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • ВСЕСПАСЕНИЕ И АД.

    Очень давно задумываюсь, а иногда и спрашиваю у проповедующих всеспасение: "Если все спасутся, что что страшного в моей возможной ошибке?…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ.

    «...нет ничего необычного в возможной заявке на разработку собственной богословско-философской системы с новыми понятийными определениями. Это…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • ВСЕСПАСЕНИЕ И АД.

    Очень давно задумываюсь, а иногда и спрашиваю у проповедующих всеспасение: "Если все спасутся, что что страшного в моей возможной ошибке?…