Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Categories:

О депрессивности и свободе.



Интересный вопрос в ЖЖ mmekourdukova
О фатальной последовательности мыслепреступлений

Как-то вдруг встретились в галаве моей два небольших текста, очень, в сущности, похожих.
Обое классические, вы их наверняка знаете.
Но при всем их сходстве – мне кажется, что один из них депрессивнее другого. Унылее, страшнее, безнадежнее. Вот только не могу понять, который из двух.
Даже не знаю, какой первым показывать.
Поставлю два подката, для читать в любом порядке.

1.
«На него напал панический страх. Бессмысленный, конечно: написать эти слова ничуть не опаснее, чем просто завести дневник; тем не менее у него возникло искушение разорвать испорченные страницы и отказаться от своей затеи совсем.

Но он не сделал этого, он знал, что это бесполезно. Напишет он ДОЛОЙ СТАРШЕГО БРАТА или не напишет – разницы никакой. Будет продолжать дневник или не будет – разницы никакой. Полиция мыслей так и так до него доберется. Он совершил – и если бы не коснулся бумаги пером, все равно совершил бы – абсолютное преступление, содержащее в себе все остальные. Мыслепреступление – вот как оно называется. Мыслепреступление нельзя скрывать вечно. Изворачиваться какое-то время ты можешь, и даже не один год, но рано или поздно до тебя доберутся.

Бывало это всегда по ночам – арестовывали по ночам. Внезапно будят, грубая рука трясет тебя за плечо, светят в глаза, кровать окружили суровые лица. Как правило, суда не бывало, об аресте нигде не сообщалось. Люди просто исчезали, и всегда – ночью. Твое имя вынуто из списков, все упоминания о том, что ты делал, стерты, факт твоего существования отрицается и будет забыт. Ты отменен, уничтожен: как принято говорить, распылен.»

2.

«Смирения же два, так же как и две гордости. Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его как ничего не значащего, а себя считает выше его, — таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу приходит и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощию Божиею. Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братий говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: “Что значит такой-то? нет никого достойного, кроме Зосимы и подобного ему”. Потом начал и сих охуждать и говорить: “Нет никого достойного, кроме Макария”. Спустя немного начал говорить: “Что такое Макарий? нет никого достойного, кроме Василия и Григория”. Но скоро начал охуждать и сих, говоря: “Что такое Василий? и что такое Григорий? нет никого достойного, кроме Петра и Павла”. Я говорю ему: “Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать”. И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: “Что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы”. Наконец, возгордился он и против Самого Бога и таким образом лишился ума. Посему-то должны мы, братия мои, подвизаться всеми силами нашими против первой гордости, дабы мало-помалу не впасть и во вторую, т. е. в совершенную гордыню.»

Один принадлежит авве Дорофею, другой Джорджу Оруэллу.



Не могу, сталбыть, сообразить, который депрессивнее.

Может, у вас есть мнение?
(https://mmekourdukova.livejournal.com/581026.html)

***
Я по ссылке изложил свой взгляд:
"Депрессивность" — вещь, оценка которой довольно субъективна. Но если иметь в виду такую характеристику процитированных сюжетов как "фатальность", то первый сюжет представляется гораздо более депрессивным. В первом сюжете от персонажа вообще ничего не зависит, он изначально и всецело во власти фатума: "Изворачиваться какое-то время ты можешь, и даже не один год, но рано или поздно до тебя доберутся". Тогда как второй сюжет допускает свободу действий персонажа и его личную власть прервать череду событий, ведущих ко второй гордости: "должны мы, братия мои, подвизаться всеми силами нашими против первой гордости, дабы мало-помалу не впасть и во вторую, т. е. в совершенную гордыню" (https://mmekourdukova.livejournal.com/581026.html?thread=28195746#t28195746).

Может, у читающих мой ЖЖ тоже есть мнение?

PS Думаю, в пост над этим вопросом не вредно поразмышлять.






Tags: Вопрос, Пост
Subscribe

  • Пустынники.

    На видео -- мой друг юности, а ныне и духовник о. Григорий Хоркин. Отец Григорий и заказал нам с Лешей Подкопаевым мозаику свт. Иоанна Златоуста…

  • С Праздником!

    Вчера закончили с сынком еще одну мозаику. Так получилось, что она имеет отношение к сегодняшнему празднику Крестовоздвижения. Тмá…

  • Две мозаики

    Закончили с сынком две мозаики. размер 25*25 см. Материал: оникс, яшма, травертин, мрамор, базальт.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Пустынники.

    На видео -- мой друг юности, а ныне и духовник о. Григорий Хоркин. Отец Григорий и заказал нам с Лешей Подкопаевым мозаику свт. Иоанна Златоуста…

  • С Праздником!

    Вчера закончили с сынком еще одну мозаику. Так получилось, что она имеет отношение к сегодняшнему празднику Крестовоздвижения. Тмá…

  • Две мозаики

    Закончили с сынком две мозаики. размер 25*25 см. Материал: оникс, яшма, травертин, мрамор, базальт.