Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Св. Серафим Богучарский о действительности и неспасительности еретических таинств



Взято здесь: https://zloi-prepod.livejournal.com/8902.html


В данном ЖЖ я уже несколько раз приводил фрагмент из статьи св. Серафима "Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?" в доказательство действительности и неспасительности еретических таинств:

"Сей великий св. отец Церкви <св. Симеон Новый Богослов> согласно с учением о Царстве Божием Христа и апостола Павла ... даже учит, что Царство Божие, которого Господь повелел нам прежде всего искать (Мф. VI, 33), и есть возрождающая благодать Святого Духа, как источник нашей святой жизни.
Но этого самого драгоценного для нас блага, этой возрождающей благодати Святого Духа с ее святостью нет и не может быть у протестантов, ибо у них нет таинства миропомазания. В крещении, как это явствует из Православного исповедания, мы только очищаемся от грехов, умираем для жизни плотской и возрождаемся от Святого Духа для жизни новой и святой. Но последняя возможна для нас только при помощи той благодати, которую мы получаем в таинстве миропомазания. В этом таинстве преподается нам Дух Святый со всеми Его дарами, возращающими и укрепляющими нас в духовной святой жизни.
Эта благодатная святая жизнь невозможна и для тех инославных христиан, которые хотя и имеют таинство миропомазания, но, в силу отвержения их Православной Церковью за ереси, благодать сия является у них недейственной и неспасительной."

Александр Цветков (allexell) возразил, что св. Серафим
"...отрицал и действительность в том числе, вот здесь он обоих версий придерживается:
"Но этой благодати у инославных христиан или совсем нет или она у них не действует, их не спасает и не делает их святыми." (Слово на праздник Крещения Господня http://www.pravoslavie.ru/50995.html)
и в этом слове видно, что он допускает оба варианта, вначале говорит что благодати у католиков нет, а потом говорит что она не может проявляться:
"В католичестве нет такой благодати; вернее, она не может у католиков проявляться, в силу их отступления от истин православной веры."
Вывод, что св. Серафим допускал оба варианта, это следует из его слов."

_______________________________






Прежде всего замечу, что слова св. Серафима, которые привел мой оппонент вполне можно истолковать так, чтобы не приписывать святителю утверждение двух заведомо несовместимых взглядов в одной фразе. Действительно в первой фразе слова "этой благодати у инославных христиан" по контексту следует отнести к протестантам, "ибо у них нет таинства миропомазания". Слова же "она у них не действует, их не спасает и не делает их святыми" - к тем еретическим группам, которые, в отличие от протестантов "имеют таинство миропомазания".
Вторая же фраза, с учетом уточняющего слова "вернее" - все-таки очевидно предполагает, что благодать в таинстве миропомазания католиков - есть, хотя она и не действует во спасение.
Слова же св. Серафима "в крещении, как это явствует из Православного исповедания, мы только очищаемся от грехов, умираем для жизни плотской ", которые по контексту относятся не только к католикам, но и к протестантам - мой оппонент проигнорировал.
Для прояснения позиции св. Серафима по вопросу о таинствах еретиков приведу еще ряд свидетельств из других его текстов:
"К числу заблуждений Вл. Соловьева надо отнести и наименование им католичества Церковью. Католичество надо назвать расколом с еретическим исповеданием, в силу чего, хотя апостольское преемство с таинствами здесь и есть, но внутренняя возрождающая благодать Св. Духа для католиков не является действенною и, следовательно, она не возрождает и не спасает их. Еще более заблуждается Вл. Соловьев, когда называет протестантство Церковью. Здесь нет совсем возрождающей благодати, ибо нет таинства св. миропомазания и нет апостольского преемства. Поэтому протестантство, как самочинное сборище, отстоит еще дальше, чем латинство, от Православной Церкви." (По поводу книги проф. протоиерея П.Я. Светлова «Идея Царства Божия»)
________________________









"По учению преподобного Иоанна Кассиана, надо различать два вида благодати: благодать внешнего промышления, через которую Господь действует во всем мире или непосредственно, или посредством Ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать, как внутреннюю божественную силу. Именно эту последнюю благодать и надо разуметь в данных словах св. Апостола…
Эта милость Божия и излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святой в Своей многообразной благодати сошел на Апостолов, как истина (Иоан. 5, 6; Иоан. 1, 5. 26; 16, 13), как сила (Деян. 1, 8) и как утешение (Иоан. 14, 16. 26; 15, 26; 16, 7), или божественная радость. С тех пор благодать Святого Духа стала подаваться верующим в Церкви через таинства крещения и миропомазания для возрождения нашего ума, воли и сердца….
В католичестве нет такой благодати; вернее, она не может у католиков проявляться, в силу их отступления от истин православной веры. В этом заключается самая существенная разница между православием и католичеством. В последнем эта благодать, получаемая в таинствах св. крещения и миропомазания, как божественная искра, сокрыта под пеплом всевозможных лжеучений, а в нашей Православной Церкви она, как солнце, сияет, проявляясь в дивных и разнообразных дарованиях, какими одарил Господь святых Своих, исполнив в их жизни Свое слово: Удиви Господь вся хотения Своя в них (Псал. 15, 3).
Что же касается протестантства, то здесь совсем нет возрождающей благодати Святого Духа в ее дивных проявлениях, ибо у протестантов нет таинства св. миропомазания, в котором подаются благодатные силы к тому, чтобы стать нам новою тварью во Христе." (Слово на праздник Крещения Господня. О внутренней крещенской благодати)
_____________________
"Мы видели, что крещенская возрождающая благодать в ее дивных проявлениях присуща только Православной Церкви. Поэтому сия благодать, или что то же, Царство Божие, есть главнейший существенный прнзнак, которым отличаются православные христиане от язычников и иудеев, так как у них нет сей благодати. Хотя последняя и сообщается в католичестве, тем не менее и здесь нет Царства Божия в проявлениях благодати Св. Духа, так как сия благодать не спасительна здесь, т.е. не может обнаруживаться в своих проявлениях, вследствии присущих католичеству ересей. И это понятно, ибо Ап. Павел сказал: Аще мы или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. В виду этого, хотя по апостольскому преемству внутренняя возрождающая благодать и сообщается в католичестве через таинства крещения н миропомазания, но, в силу указанных слов Ап. Павла, она здесь не действует, и принявшее эту благодать отлучаются от нее, точнее, от ее спасительного действия. Благодать сия, хотя и остается в католичестве, в силу того, что Божественные дарования нераскаянны, т. е. непреложны, но она уже не действенна и не спасительна.
Что касается протестантства, то в нем нет ни апостольского преемства, ни таинства св. миропомазания. Следовательно, здесь нет даров Св. Духа, а вместе с этим, не может быть совсем и их проявлений. Ясно, что в протестантстве нет Царства Божия или действенной благодати Св. Духа ни в ее сущности, ни в ее проявлениях." (Искажение православной истины в русской богословской мысли)
_______________________________________________
Из приведенных цитат можно сделать следующие выводы.
1) Вопрос о действии таинств в инославии был важен для св. Серафима. Он имел вполне определенное мнение по этому вопросу, которое практически в одних и тех же словах излагал в нескольких разных текстах.
2) В отношении действительности таинств Св. Серафим признавал три разных степени отступления от Православия:
а) Язычники  и иудеи, которые не имеют никаких таинств (и естественно не имеют благодати).
б) Протестанты, имеющие действительное крещение, но не имеющие апостольского преемства и таинства миропомазания, а значит и спасающей благодати Святого Духа.
в) Католики, имеющие апостольское преемство, крещение и миропомазание, в которых им подается спасающая благодать Святого Духа. Они принимают эту благодать, но отлучаются от ее спасительного действия.
3) По-видмому св. Серафим признавал действительность крещения не только католиков, но и протестантов в части оставления грехов (см. 1-ю цитату), однако наверняка этого утверждать нельзя.
4) Рассуждения св. Серафима, в частности следующее:
"принявшее эту благодать отлучаются от ... ее спасительного действия. Благодать сия, хотя и остается в католичестве, в силу того, что Божественные дарования нераскаянны, т. е. непреложны, но она уже не действенна и не спасительна"
по-видимому основаны на богословии бл. Августина.
_________________________________________
Благодарю Юрия Молчанова за указание на одну из цитат.








Tags: Каноны, Перепост, Таинства
Subscribe

  • РЕМИНИСЦЕНЦИИ.

    Мне в последнее время кажется, что, если все пойдет, как идет сейчас, то президент Зеленский мог бы стать героем фильма Висконти или Сабо типа…

  • БОЖЕ, БОЖЕ ВОЗВРАТИСЬ НА УКРАИНУ....

    Посмотрел выступление Зеленского "російською мовою", где он объяснял закрытие трех телеканалов. И как-то вдруг вспомнил песню, которую…

  • "МОЯ РУКА СПАСЛА МЕНЯ" (Суд. 7: 2).

    КОНЕЦ ИСТОРИИ И БОРЬБА ЦЕРКВИ. Мы —православные — знаем два главных пророчества о конце человеческой истории: воцарении антихриста и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments

  • РЕМИНИСЦЕНЦИИ.

    Мне в последнее время кажется, что, если все пойдет, как идет сейчас, то президент Зеленский мог бы стать героем фильма Висконти или Сабо типа…

  • БОЖЕ, БОЖЕ ВОЗВРАТИСЬ НА УКРАИНУ....

    Посмотрел выступление Зеленского "російською мовою", где он объяснял закрытие трех телеканалов. И как-то вдруг вспомнил песню, которую…

  • "МОЯ РУКА СПАСЛА МЕНЯ" (Суд. 7: 2).

    КОНЕЦ ИСТОРИИ И БОРЬБА ЦЕРКВИ. Мы —православные — знаем два главных пророчества о конце человеческой истории: воцарении антихриста и…