Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Сущность и естество.

Раздумывая по поводу вот этого разговора: http://dmitri-kapustin.livejournal.com/130806.html?thread=4195830#t4195830, -- где я обратил внимание, что в цитатах, приводимых Дмитрием в защиту тезиса, что свв. отцы говорили о причастии божественной сущности, слова сущность (οὐσία) нет, решил заглянуть в текст статьи А. Г. Дунаева "Православное учение о Евхаристии в контексте паламитских споров". Я как-то заметил (http://kiprian-sh.livejournal.com/8442.html?thread=264698#t264698), что и там нет цитат, где бы свв. отцы говорили о причастии божественной сущности. Решил перепроверить; и действительно, в статье Дунаева везде, где в цитатах говорится о причастии божества, употреблено слово "естество/природа" (φύσις). Повторю, что было бы очень интересно, если бы кто-либо провел исследование и показал, говорится ли свв. отцами о сущности (οὐσία) в данном контексте.
PS
Но в одном месте Дунаев приводит цитату, где говорится, как он считает, о причастии божественной сущности. Дунаев пишет:
"В трактате «О таинственном теле Господа Иисуса Христа» (глава 4) Геннадий Схоларий, возвращаясь к мнению прп. Иоанна Дамаскина, пишет: «Тело Христово питает телесно, чистотой же благодаря единению с Божественной природой очищает и освящает, доставляя нам достаточную духовную пищу; питаемые так, мы прекрасно восходим к духовному совершенству и здравию... О Таинство, священнейшее всех Таинств, превосходящее само [Таинство] Крещения: тем [Крещением] Владыка общается с нами только по силе, а сим [Евхаристией] — по сущности» (выделено мной).
Остается добавить, что постулирование совершенной неприобщимости Божественной сущности, словно некоей «вещи в себе» (независимо от того, пребывает ли она неподвижной на небесах или все же находится в Святых Дарах), приобщимости исключительно энергиям, а также символического характера Святых Даров имеет определенные, хотя и не прямые, параллели с кальвинистским учением об отсутствии транссубстанциации Святых Даров и их чистом символизме вследствие пребывания Тела Христова на небесах. Противостоя Реформации на Западе, Католическая Церковь постановлением Тридентского Собора 11 октября 1551 г. «De sacrosancto Eucharistiae Sacramento» в первом каноне предала анафеме учащих, что в Святых Тайнах содержатся Тело и Кровь с душой и божеством не «субстанциально», а «виртуально». Эта формулировка была направлена против цвинглианцев, утверждавших, что «тело Христа присутствует в Евхаристии не истинно и субстанциально, а только силою и действием»" (http://www.danuvius.orthodoxy.ru/eucharis.htm#_ftnref21).
Употребленное А. Г. Дунаевым слово "определенные", когда он говорит о "параллелях с кальвинистским учением об отсутствии транссубстанциации Святых Даров", кажется, ни к чему его не обязывает. Он никак не определяет, в чем же ему видятся параллели. А жаль. Потому что, сказанная в контексте всей статьи и, особенно, приведенного отрывка, эта фраза заставляет задуматься, считает ли А. Г. Дунаев, что сущность хлеба и вина изменяются не только в человеческую, но и в божественную сущность, или в полемическом задоре, желая как можно сильнее обнаружить несоответствие учения свт. Григория Паламы учению свв. отцов (да и провести определенные параллели с учением еретиков), просто не обращает внимания на смысл им сказанного. Интересно, не у Дунаева ли почерпнул автор статьи «"Грамматика намёков": греческое восприятие сакрального в раннее новое время» А. В. Марков мысль , что "и сущность, и акциденции хлеба прелагаются в божественную сущность" (http://bernarius.livejournal.com/36544.html)? Хотя нет, все-таки о преложении в божественную сущность акциденций хлеба у Дунаева не найти... И еще вопрос. Не использовали еще А. И. Осипов и его единомышленники этот текст Дунаева для подтверждения своего обычного обвинения в адрес сторонников транссубстанциации, что те учат о пресуществлении как о превращении сущности хлеба в сущность Бога?

ДОБАВЛЕНИЕ.
Дмитрий дал ссылки на тексты, где есть именно οὐσία. Вопрос свой я снимаю. Вопросы же, поставленные в постскриптуме, остаются :)
Tags: Дунаев, Сущность и энергии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 211 comments