Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

О корректности в работе с источниками.

"Показателен также стиль богословской дискуссии архиепископа Никона (Рождественского): «Вы, — продолжал архипастырь, потрясая посохом, — каждое имя считаете за Бога. Так я скажу вам, что каждое имя Божие не есть Бог. Имя Иисуса не есть Бог. И червяку имя только "червяк", а вы, пожалуй, скажете: "и червяк — Бог". Сын есть меньше Отца. Сам Иисус сказал, что "Отец есть более Меня". Вы скажите, что у вас и Христос — Бог..." В это самое время проф. Троицкий говорит на ухо архиепископу Никону: Владыко, Христос — Бог! И на отпусте [так!]: "Христос истинный Бог наш..." Слышится ропот из рядов монахов, но владыка Никон, стуча о пол архипастырским посохом, кричит: — Никто не смей мне возражать. Даже Англия и Франция так веруют, как я говорю...» (Из речи архиепископа Никона (Рождественского) в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря // М. К. Афонский бунтарь: (От нашего сумского корреспондента) // Русское Слово, 1913, 9 июля)" (http://otez-dimitriy.livejournal.com/366042.html).
С прискорбием должен отметить, что раз начав лгать, имябожники задали эту парадигму и своим последователям. Но уважаемый о. Димитрий Карпенко все-таки - ученый, пишущий диссертацию. Негоже ему повторять "бабьи сплетни" имябожников, подхваченные неким "сумским корреспондентом", не поинтересовавшись, действительно ли владыка Никон говорил подобный бред. Такое безоговорочное доверие к слухам свидетельствует, что о. Димитрий или не дал себе труда поинтересоваться тем, как данная сцена описана самим вл. Никоном, или отчего-то не привел и это описание, дабы соблюсти объективность. В любом случае, факт сей свидетельствует о (говоря мягко) некорректности в работе с источниками.
Для тех, кто не знает текста вл. Никона, приведем цитату из его статьи "Моя поездка на Старый Афон":

"Я продолжал речь, а так как вожди смуты продолжали шуметь, то С. В. Троицкий обратился к близ стоявшим: "владыка говорит, что только имя Христос " не Бог, а Сам Христос есть истинный Бог наш".
Я говорил, что и слова Писания, и слова святых отцов надо понимать в связи со всем учением Церкви, а не брать отрывками: иначе можно впасть в ересь. Как например, я указал на слова Спасителя: Отец Мой болий Мене есть, слова, которые Арий приводил в пользу своей ереси. При этом, конечно, я указал и на другие слова Господа: Аз и Отец едино есма. Особенно больно, говорил я, православному сердцу, что лжеучение явилось именно здесь, на Афоне, не где-нибудь в иных, неправославных странах, в какой-нибудь Франции или Англии, а .вот тут, на Афоне, сердце православия. Вы не раз выражали желание знать, как учат святые отцы об именах Божиих: итак, слушайте, что они говорят... И я просил С. В. Троицкого читать те выписки, которые потом напечатаны отдельным листком в монастырской типографии, - он читал, а я повторял читаемое, подчеркивая и раскрывая смысл слов отеческих. Меня прерывали, по знаку главарей, шумом и криками, но все же я кончил чтение и объяснения. Ириней стал требовать, чтобы я разобрал какую-то их распрю с игуменом и духовником, на что я ответил, что это - не мое дело: у них есть протат и патриарх. Он заявил, что тогда они подпишут, что угодно. Я сказал, что дешево же они ценят свои "догматы", если готовы ими поступиться за смену игумена. Тогда он гордо сказал, что никакие мои увещания не будут иметь успеха, а шум его единомышленников на деле подтвердил его слова. Мне кричали: "еретик, крокодил из моря, седмиглавый змей, волк в овечьей шкуре!" В заключение мне все же удалось сказать: "будьте добросовестны, выслушайте меня: все прочитанные из святых отцов места вы сами можете прочитать в вашей библиотеке: приходите, мы их там покажем вам! Кто знает по-гречески - тому найдем и в греческих подлинниках" (Архиепископ Никон. Меч обоюдоострый. СПб, 1995. С. 230 - 231.).

Мне кажется, сравнение двух текстов явно не в пользу изложения "сумского корреспондента" (например, совершенно диким для того, кто хоть сколько знаком с творчеством архиеп. Никона, является даже предположение, что он мог ссылаться на веру Франции и Англии как критерий истинности; это - откровенная чушь).

PS Достойно, как всегда, показал себя Вадим Миронович Лурье: "кажется, Никон Рождественский никогда не воспринимался в качестве богослова, да и цитаты у Вас это подтверждают" (http://otez-dimitriy.livejournal.com/366042.html?thread=7887834#t7887834). Известный теоретик "имяславия" тоже не очень-то утруждает себя знакомством с текстами тех, с кем не согласен.

PPS Все это очень показательно и - в некотором роде - утешительно :)
Tags: Имябожничество, Методология
Subscribe

  • ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    ДА ПРЕБУДЕТ В НАС РАДОСТЬ — САМАЯ РАДОСТНАЯ — О ГОСПОДЕ ВОСКРЕСШЕМ!

  • КАЛЕНДАРНОЕ.

    «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и…

  • ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    Прочитал фрагмент текста "библеиста" Эрмана: https://vk.com/wall-168224138_4870 То есть вот, читая эту попсу, православные священники…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 364 comments

  • ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    ДА ПРЕБУДЕТ В НАС РАДОСТЬ — САМАЯ РАДОСТНАЯ — О ГОСПОДЕ ВОСКРЕСШЕМ!

  • КАЛЕНДАРНОЕ.

    «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и…

  • ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    Прочитал фрагмент текста "библеиста" Эрмана: https://vk.com/wall-168224138_4870 То есть вот, читая эту попсу, православные священники…