Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Шнитке.

"Музыка возносится в некие надземные, божественные сферы. <...> То музыка, лишенная земного притяжения, музыка вечности. Первая часть - Moderato, движение не быстрое и не медленное, бесконечно длящееся, лишенное суетности. Гаммообразно нисходящая мелодия, которая царит здесь, может быть воспринята как тема ухода. В линии преобладают целые тона, отчего ладовые тяготения упразднены. Мелодический голос сплетается, взаимодействует с другими голосами, а возникающие при этом квартовые, тритоновые гармонии тоже лишены какой бы то ни было напряженности, требующей разрешения. Отсюда - этот эффект рассредоточенности, парения "выше мира и страстей". Профессионал оценит, с какой необычайной фантазией, каким изысканным мастерством тема экспонируется, развивается, преображается, полифонически отражается в разных инструментальных голосах.

Вторая часть, с тем же темповым обозначением - Moderato, - отличается от первой камерностью, ажурной прозрачностью звуковой ткани и оттого еще большим ощущением бесплотной невесомости. Большинство духовых представлено одним экземпляром (одна флейта, один гобой, один кларнет). Играют они, в том числе и медные, захватывая самый высокий регистр, достигая заоблачных далей. Третья часть - вихревое Presto - дикое скерцо, где один на другой наслаиваются звуковые пласты, где возникает чувство "ускорения времени". Замечу, что и музыка двух первых частей при удаленности ее от мирских страстей все же эмоционально не нейтральна: в ней разлита некая высшая, божественная печаль. И в космическом скерцо, постепенно нарастая, слышится душевная боль..." http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=722&crubric_id=100423&rubric_id=209&pub_id=860171

Здесь сказано много верного. Но нашим музыкальным критикам слишком привычно восклицать: "Божественно!", - при отсутствии понимания собственно божественного.

О Девятой симфонии Шнитке очень не точно говорить, что "музыка возносится в некие надземные, божественные сферы", что "то музыка, лишенная земного притяжения, музыка вечности", что "в ней разлита некая высшая, божественная печаль". Это, может, отчасти и так, но ничего не раскрывает, ибо сказано как-то "вообще". Кроме того, очевидно, что автор статьи путает "божественное" и "космическое". Он прав, слыша "душевную боль", но только он не понял, что же главное в этой - на самом деле очень человеческой, а совсем не "космической" - музыке. Если же говорить о божественном в ней, то только в смысле, выраженном Бродским: "Бог сохраняет все; особенно - слова прощенья и любви, как собственный свой голос"
Вот главное. Любовь, изливаемая на нас, проницающая наши души каждой нотой Девятой. Примирение, прощение и прощание в любви...
Господи, упокой душу раба Твоего! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!

 

Tags: Господи помилуй, Культура, Шнитке, Экуменизм
Subscribe

  • КОРОНАВИРУС И ВАКЦИНИРОВАНИЕ.

    Дорогие друзья, получил письмо от своего доброго знакомого — серьезного ученого-генетика, имеющего множество публикаций в авторитетнейших…

  • О РУССКОМ ФАШИЗМЕ

    Сейчас собираю адреса жертвователей. Так вот: Барнаул, Москва, Минск, Сергиев Посад, Балашиха, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Самара,…

  • "МОЯ РУКА СПАСЛА МЕНЯ" (Суд. 7: 2).

    КОНЕЦ ИСТОРИИ И БОРЬБА ЦЕРКВИ. Мы —православные — знаем два главных пророчества о конце человеческой истории: воцарении антихриста и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments