Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

О смысле диалога с еретиками и безбожниками

Несколько выдержек из Слова патриарха Кирилла на праздник Торжества Православия (http://www.patriarchia.ru/db/text/4410951.html).
Патриарх в своем Слове сказал о "глобальной ереси человекопоклонничества — новом виде идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни" и сформулировал то, как должна отреагировать на эту глобальную ересь Церковь:
"Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем очень просто — мы должны защищать Православие, как защищали его отцы VII Вселенского Собора, как защитили его Патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель Марк Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви Русской".

Каким же видит способ защиты от этой глобальной ереси Православия Патриарх? Он говорит:
"У нас есть два пути. Один путь очень простой: раз вы не соглашаетесь с проповедью Евангелия, значит, вы еретики или безбожники, с вами не может быть никакого разговора, потому что, общаясь с вами, мы можем потерять свою правду. Известно, и среди нас есть те, кто так говорит. Но есть и другой подход: когда тебе задают вопросы, даже небезобидные, попытаться понять, что движет твоим собеседником — желание воевать или все-таки докопаться до истины. Вместо того чтобы отмахнуться и сказать: «Уйди с моего пути, еретик, безбожник», мы отвечаем на вопросы собеседника со смирением, с упованием на волю Божию, в надежде, что наши слова достигнут цели. Это означает, что мы вступаем в диалог с людьми — не декларируем свое учение, но отвечаем на вопросы, которые нам задают. И ведь так бывает не только тогда, когда мы обращаемся к людям неверующим. Это происходит, когда мы свидетельствуем о Православии перед представителями иных конфессий. Они задают вопросы — что-то им непонятно, с чем-то они не согласны, что-то не соответствует их традиции, и мы отвечаем, мы свидетельствуем о своем опыте, о своей вере. А вопросы и ответы — это и есть диалог".

Диалог, согласно сказанному Патриархом, предполагает не только пассивное ожидание вопросов от еретика или безбожника, но и предельную вежливость, максимально бережное отношение к его предрассудкам:

"...как только вы скажете человеку, что он еретик, вы закрываете всякую возможность общения с ним — он перестает вас слышать и становится вашим врагом, ведь он себя еретиком не считает и воспринимает эти слова как оскорбление. А в результате нет никакого диалога, и христиане замыкаются в своей среде, образуя «гетто», в том числе и мы, призванные нести свет Божий по всему миру. Мы друг друга успокаиваем и утешаем: какие мы правильные, как у нас все хорошо, — а кругом мир погибающий! И не спросит ли Господь с каждого из нас: вы не вступали в диалог с миром? вы не боролись за каждую человеческую душу?".

То есть не надо говорить еретику или безбожнику (в том числе, насколько я понимаю, и тем, кто исповедует обличаемую самим Патриархом "глобальную ересь"), что он еретик или безбожник, чтобы он не воспринял наши слова как оскробление. А объяснять ему, что это не оскорбление, а всего лишь взгляд Церкви на его мнения, нам должно быть то ли лень, то ли... что? Как бороться за каждую человеческую душу, если Церкви нельзя ни обратиться первой к человеку, ни прямо указать на его заблуждения? Надо заметить, что ни отцы VII Вселенского собора, ни
Патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов, ни святитель Марк Эфесский не боялись потерять свою правду, не уходили от диалога, но и не молчали о своем отношении ко взглядам еретиков. Потому что они знали ответ на другой вопрос: "Зачем бороться за каждую человеческую душу?". Они знали: Церковь учит, что спасение еретика (а тем более безбожника) невозможно. А мы не знаем?! Не оказывается ли, что, пассивно ожидая вопросов и боясь "оскорбить" еретика и безбожника, мы свидетельствуем: нам безразлична посмертная участь заблуждающихся?!
Прот. Всеволод Чаплин в своей реплике относительно данного Слова Патриарха поставил очень верный вопрос:
"
Единственно ли истинной является Православная Церковь и могут ли достичь царства Христова нехристиане и неверующие?" (http://pravoslav-pol.livejournal.com/44158.html).


По сути это главный вопрос, ответ на который и может определить наш диалог с еретиками и безбожниками. В Слове Патриарха он даже не поставлен.
И здесь уместно услышать мнение одного пожилого человека, который много сделал для диалога, много сделал для того, чтобы диалог стал максимально комфортным для собеседников. И вот, уже уйдя на покой, он вдруг...

"Папа-эмерит Бенедикт XVI отмечает, что великие миссионеры Католической Церкви всегда нстаивали на том, что обращенные ко Христу люди должны прийти в Церковь для спасения своих душ. Но эта вера была потеряна после Второго Ватиканского собора, считает Папа Бенедикт. «Результатом стал глубокий кризис», — сказал отставной Папа Римский. «Почему вы должны пытаться убедить людей принять Христианскую веру, когда они могут быть спасены даже без нее?»" (http://www.bogoslov.ru/text/4874219/index.html).

Без ответа на этот вопрос бессмысленно "бороться за каждую человеческую душу". Какой в этой борьбе смысл, если мы сами не верим в посмертное очуждение еретиков и безбожников? А если верим, то почему об этом молчим, накладывая моратории на слово "ересь" и боясь оскорбить еретика? Почему?

PS Очень много лет назад, когда я работал дворником в Литературном музее и там же читал полуподпольные лекции, одна из участниц развернувшейся после лекции дискуссии о христианстве сказала: "Христианство учит прежде всего вежливости". Тогда это показалось смешным. Мы же не знали, что будет... Да и не очень много лет прошло на самом деле :)

Tags: 2-й Ватиканский собор, Анафема, ПК, Память, Церковь и время, Экуменизм, папа Бенедикт XVI
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments