В свое время искал обоснования на канонический запрет совместных молитв. Вот что нашел:
«Но поелику некие, мудрствующие по-ариански, ходят по монастырям не для иного чего, но для того единственно, чтобы, пришедши к вам как бы от нас, обольщать простодушных; иные же, утверждающие о себе, что не мудрствуют по-ариански, ходят однако же с арианами и молятся вместе с ними, то по необходимости, убеждаемый некоторыми искренними братьями, принял я на себя труд написать к вам, чтобы вы, здраво и нелестно храня благочестивую веру, совершаемую в вас благодатью Божьею, не подавали братьям повода к соблазну. Ибо когда иные увидят, что вы, о Христе верные, сходитесь и имеете общение с арианами, тогда, без сомнения, предположив, что не заключается в сем важности, впадут в тину злочестия. Поэтому, чтобы не было сего, благоволите, возлюбленные, уклоняться от тех, которые явно мудрствуют нечестиво, и остерегаться тех, которые думают о себе, что не по-ариански они мудрствуют, имеют же общение с нечестивыми. Всего же более надлежит нам избегать общения с теми, одинакового мудрствования с которыми уклоняемся. А если кто показывает вид, что исповедует правую веру, оказывается же имеющим общение с арианами, то увещевайте такового — отстать от подобного навыка; и если даст обещание, имейте его как брата, если же упорно пребывает в своем, отриньте его от себя. Так поступая, соблюдете вы чистую веру; а они, смотря на вас, получат от сего пользу, убоявшись, чтобы не признали их нечестивыми и мудрствующими по-ариански» (Послание к подвизающимся в иноческой жизни).
________________________________________
PS Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что совместные молитвы с еретиками не обязательно означают принятие их ереси. Соответственно, никакого оправдания отделяющиеся от общения по причине якобы явного уклонения участвовавших с еретиками в совместных молитвах в ересь не имеют. И подлежат ответственности согласно правилам 13, 14 и первой части 15-го правил Константинопольского собора 861 года. Вместе с тем, ясно и то, что подающие повод к соблазну совершают, как учит Церковь, грех, каноническое преступление -- К.Ш.