Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Св. патр. Никифор о теле Христовом.






Опровержение III, 38. Сверх того они говорят: «Ты описываешь Христа до Его страданий и воскресения. Но что ты будешь говорить после воскресения? Ибо обстоятельства не пребывали оди­наковыми: тело Христа с этого времени соделалось нетлен­ным и, следовательно, бессмертным. Каким же образом до­пустимо твое описание? И как можно описать Вошедшего к ученикам при затворенных дверях и не связанного никаки­ми препятствиями?». Бесстыдно подражая дерзости докетов, они пустословят, что один из учеников своими руками не прикасался к божественным ребрам, что, получив пове­ление Спасителя, не привел этого повеления в исполнение. Вследствие этого Спаситель не был видим телесно; и тело Его не было настоящее тело. Таким образом, в их глазах и Евангелия не заслуживают веры. Но недоумевающий каса­тельно этого пусть обратит внимание на следующее: сказав вошедший, ты разрешил недоумение, потому что входить и выходить, перемещаться отсюда туда, есть не что иное, как признак описуемости. То, что находится внутри и не нахо­дится в то же время вне, — без сомнения описуемо. Это же можно наблюдать и во время воскресения, когда был положен камень на гроб и запечатан, ибо восставшее тело не было одновременно во гробе. Из сего несомненно следует, что оно описуемо. Притом восстание из мертвых, нахождение внут­ри дома при затворенных дверях и подобные этим явления происходят не по закону тела и нашего материального и тлен­ного естества. И раньше страданий видели Спасителя ше­ствовавшим по волнам, прикосновением руки воскресав­шим мертвых и совершавшим другие подобные чудеса те­лесно. Все это мы не называем признаками тела, а Спасителя не называем бестелесным. Все это было совершено могуще­ственной необоримой силою, которой покорялось все, и со­вершено именно чудесно, а не по свойству тела. А когда пос­ле воскресения оно возблистало красотой нетления, соделалось бессмертным, совершенно очистилось от тления и дебелости вместе с соединенным с ним ипостасно и не отде­лимым от него естеством, от которого оно восприняло преестественные свойства, то совершало действия, превышаю­щие природу тела, и, как естественно, свойственные не про­сто телу, но телу божественному и нетленному.

Соделавшись таким, Спаситель, однако, был видим, хотя не так, как прежде, когда обращался со всеми. Он яв­лялся только лицам, достойным такого созерцания и по­казывал им следы распятия на кресте. В этом нас убеждает ученик (и это мы принимаем охотно и с верою), осязав­ший божественные ребра и громко и ясно воскликнувший: Господь мой и Бог мой (Ин 20, 28), — также честные жены, осязавшие пречистые ноги, а сверх того и спутники с го­ревшим сердцем и с глазами, удержанными во время бесе­ды от признания Его (Лк 24, 16), что разрешилось только после преломления хлеба. И сам Иисус принял пищу и питие, хотя тело Его было нетленно, и сделал Он это не вследствие нужды, а по снисхождению и домостроительно, дабы верили, что это был именно Он, и чтобы таинство воскресения считалось истинным, а не мнимым. Равным образом как же божественные ученики могли видеть Взя­того из среды их возносящимся на небо, как соучастника Отчей славы, пришедшего также снова, согласно возглашению предпосланных премирных сил, если тело было нео­писуемо? Или как великий Стефан, первый и величайший мученик, во время истязания, немного спустя после воз­несения Спасителя на небо, видел, как подобает видеть человеку, исполненному такой благодати, и насколько это могла преестественно вместить человеческая природа? Не созерцал ли он Спасителя в образе, в котором он был ви­дим на земле у нас, стоящим одесную Отчей славы? Ибо как иначе он мог сказать: вижу небеса отверстия и сына человеческаго стоящаго одесную Бога (Деян 7,56)? Тому же ясно научают нас и изречения святых отцов, которые мы представим после. Хотя враги наши и Евангелия не верят в это и отгоняют даже Христа, так как думают, что ученики видели дух и что все произошло вне тела, мы од­нако, возглашая неложность этого, утверждаем, что Хрис­тос описуем именно потому, что Он снизошел и вочеловечился, так что зрением мы познаем саму истину.
Продолжение в след. посте.

Tags: Бессмертие, Богословие, Иконопочитание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments