Как известно, в своем учении о Боговоплощении Святая Церковь никогда не учила:
что «Боговоплощение делает всех без исключения людей братьями»;
что «в акте Боговоплощения все человечество (имеется в виду весь человеческий род) по природе было усвоено Божеством и призвано к обновлению и обожению»;
что учение св. апостола Павла о Церкви как о Теле Христовом имеет «непосредственное отношение» ко всему человеческому роду;
что «плюрализм государств, идеологий, структур - это всего лишь членство в теле человечества, Глава которого Христос, Господь мира и истории»;
что «христианин неразрывно связан с обществом (имеется в виду общество гражданское - прим. составителей) участием в Теле Христовом»;
что «Господь Иисус Христос примирил, объединил и сроднил все человечество с Богом, а всех людей между собой»,
и что «христианин ощущает свое общечеловеческое единство» не только «через единство своего происхождения» (имеется в виду ветхий Адам), но «особенно через Воплощение Господа, восприявшего человеческую плоть и таким образом, соединившего с Собой все человечество».
Непреложно утверждая, что Единородный Сын Божий, в акте Воплощения сошедший на землю «нас ради человек и нашего ради спасения», воспринял целостное человеческое естество «из души разумной и тела», Святая Церковь при этом никогда не учила, что Сын Божий, восприяв человеческую природу, восприял в ней и весь человеческий род, так что все человечество в каком-то смысле стало Его Телом.
Если бы оказалось, что вышеприведенные изречения не есть плод словесной неточности, но что митр. Никодим и другие единомысленные ему лица, вопреки религиозному опыту Вселенской Церкви, действительно считают, что в акте Воплощения Сын Божий, восприяв человеческое естество, воспринял в нем и весь человеческий род, то пришлось бы констатировать, что и митр. Никодим и другие лица, разделяющие такое мнение, впадают в серьезнейшую духовную и богословскую ошибку, ибо указанное мнение существенно противоречит целому ряду коренных истин Православия:
А) учению об Искупительной Жертве;
Б) учению об участии в Теле Христовом через веру и таинства;
В) учению о церкви, как Теле Христовом.
А) Согласно Православной Вере, Сын Божий, восприяв человеческую природу, «стал нам подобен во всем кроме греха», и будучи безгрешным, как чистый и непорочный Агнец, принес Себя в жертву за грех мира.
Веруя, что Господь наш Иисус Христос принял наши грехи на Себя, т.е. стал за нас Жертвой («Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», Иоан. 1:29), Св. Церковь не допускает и мысли о том, что Господь принял наши грехи в Себя, т.е. в Свою природу.
Потому Господь Иисус Христос и мог принести Себя в Жертву за грех мира, что Он был чистым и непорочным Агнцем:
«Таков и должен быть у нас первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр. 7: 26-27).
Если же допустить, что Сын Божий в акте Боговоплощения воспринял в Свою природу весь человеческий род, то из этого следует либо то, что весь человеческий род получил исцеление от греха в самом акте Боговоплощения, либо то, что Сын Божий принял первородный грех в Свою природу.
Первое делает Искупительную Жертву ненужной, второе - невозможной. Первое упраздняет Крест, второе - непорочного Агнца.
Б) В акте Непорочного Зачатия Сын Божий, восприяв человеческую природу от «пречистых и девственных кровей» Богоматери, во-первых, воспринял эту природу без греха а, во-вторых, обожил ее, т.е. вобрал в Свою Божественную Ипостась и просветил Своим Божеством. Так Сын Божий в Себе и Собою образовал нового Адама.
Как написано:
«Первый человек Адам стал душою живущею (Быт. 2:7); а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1 Кор. 15: 45-47).
Всякое участие в чем бы то ни было возможно либо по принадлежности, либо через приобщение. Все люди участвуют в природе и грехе ветхого Адама по принадлежности, ибо все от него родились (Быт. 3: 20), и все в нем согрешили (Рим. 5: 12). В безгрешном и обоженном человечестве Нового Адама люди могут принять участие только по приобщению, которое совершается благодатью Божией через веру и таинства.
Если же допустить, что в самом акте Воплощения Сын Божий, восприяв человеческую природу, воспринял в ней и весь человеческий род, так что все человечество стало Его Телом, то из этого следует либо то, что Сын Божий, восприяв человеческую природу, не обожил ее, т.е. не образовал в Себе и Собою Нового Адама, и тогда приобщение теряет смысл; либо то, что все люди сподобились обожению, т.е. вошли в жизнь Нового Адама в самом акте Боговоплощения, и тогда в приобщении нет нужды.
В обоих случаях упраздняется необходимость веры и таинств.
В) Св. Церковь учит о совершенной тождественности Тела Христова, рожденного от Девы Марии, крещенного в Иордане, распятого, погребенного, воскресшего, вознесшегося и сидящего одесную Бога на небесах, - и Тела Христова, предлагаемого в снедь верным в таинстве Евхаристии. Причащаясь от единой чаши, т.е. вкушая одно Тело и пия одну Кровь, все верные образуют собой единое и нераздельное Тело Христово - которое есть Церковь. Будучи эмпирически, т.е. видимо, общиной верных, Церковь духовно, мистически, таинственно есть Тело Христово, т.е. то самое Тело, которое Господь Иисус Христос имеет по Воплощении и в Котором пребывает на небесах. Говоря о Христе и Церкви, св. Иоанн Златоуст пишет:
«Как бы некоторою машиною поднявши ее, Он возвел ее на высоту великую и посадил на том же престоле; ибо где Глава, там и тело…». Цит. по: Е. Аквилонов. Новозаветное учение о Церкви. СПб. 1904 г., стр. 36.
В это самое Тело крестятся все уверовавшие и этого самого Тела причащаются все верные. Будучи Телом Христовым, имея Самого Христа своим Главой и будучи со своим Главою Христом единым Богочеловеческим организмом, Св. Церковь имеет Богом данное устроение - которое есть устроение Христова Тела, в котором множество членов живут согласной жизнью, восполняя и служа друг другу.
Если же допустить, что в акте Воплощения Сын Божий, восприяв человеческую природу, воспринял в ней и весь человеческий род, так что все человечество стало его Телом, то из этого следует:
либо то, что Тело Христово есть нечто иное, чем то, которое предлагается в таинстве Евхаристии и Которое есть Церковь;
либо то, что у Иисуса Христа есть два тела: внутренне - Церковь, внешнее - человечество;
либо, наконец, то, что весь человеческий род есть Церковь.
Но и первое и второе предположения в корне противоречат Православной вере, а третье является очевидным абсурдом, ибо человеческий род совершенно не отвечает тем признакам, которые отличают Церковь (см. напр. Катехизис митр. Филарета):
не основан на земле Господом нашим Иисусом Христом;
не имеет единого учения;
не связан Божественными Таинствами;
не управляется Богом установленной иерархией.
Человеческий род никак не может быть назван даже и «потенциальной церковью», ибо все человечество в целом, как и каждый человек в отдельности имеет две потенции: потенцию добра и потенцию зла, и нет абсолютно никакой гарантии, что все человечество изберет и осуществит потенцию добра.
Более того, Св. Писание многократно и многообразно пророчествует о том, что род человеческий в конце истории разделится на два стана - на Церковь Христову и на тех, которые «не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:10).