Хочу от себя добавить.
Мне непонятно (и уже давно непонятно), почему люди, которые говорят (пишут), что любовь Бога не может понести, чтобы не был спасен хотя бы один человек, остаются в Церкви. Очевидно же, что даже в самом "продвинутом" экуменическом приходе причащают не всех, исключают же хотя бы некрещеных. То есть даже там нет полноты любви, и человеку ставятся препоны в соединении со Христом. Так зачем нужна такая Церковь? Не правильнее ли соединяться в любви со всеми вне места, где любви полагаются пределы? Ведь давно известно, что "Дух дышит где хочет" и "если двое или трое соберутся", то Христос посреди них! Причастие? Так везде причастие, где любовь! Можно причащаться в любой компании хоть водкой/селедкой, ибо следует "для всех сделаться всем"!
У меня две догадки.
1) Они на самом деле не верят во всеобщее спасение, и хотят разрушить Церковь изнутри, чтобы помешать спастись "хотя бы некоторым". Допускаю, что такие есть. Но их вряд ли много. И с ними все понятно.
2) Не так понятно с другими, которые, как я догадываюсь, хотят помочь пребывающим в неведении православным. Тут непонятно, зачем это, если, коль скоро спасутся все, то спасется и самый-самый злобный православный, который отказывает в спасении и причастии даже братьям-католикам. Не знаю. Чего-то я тут не понимаю... Но надежда есть! Я однажды беседовал со знакомым буддистом на берегу реки Лабы. Состоялся такой разговор:
-- Вот смотри, Саша, вот река Лаба. Бурный поток, а еще всякие буруны, завихрения. Не то ли самое в буддизме: единый поток, а всякие завихрения и буруны -- это мы?
-- Да, так, Каро.
-- Так вот я не понимаю. Если мы -- часть потока, то и то, как мы "завихряемся" зависит не от нас, а от потока. Тогда к кому обращена нравственная проповедь Будды? Поток -- он и есть поток, от буруна ничего не зависит. Какой с нас спрос?
Саша внимательно посмотрел на меня, подумал и вымолвил:
-- А ты знаешь, Каро, ты ведь недалек от просветления!
Лет пятнадцать прошло со времени того разговора. Все еще жду :)