Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Протопр. Иоанн Мейендорф и учение Церкви.

«Контраст с западным преданием в этом вопросе становится уж совсем резко выраженным, когда восточные писатели обращаются к обсуждению смысла Крещения. Августин защищает Крещение младенцев, ссылаясь на текст Символа Веры (крещение “во оставление грехов”) и толкуя по своему разумению Рим. 5:12. Дети рождаются грешными не потому, что они согрешили лично, но потому что они согрешили “в Адаме”; их Крещение поэтому тоже творится “во отпущение грехов”. В то же время восточный современник Августина Феодорит Кирский решительно отвергает уместность формулы Символа Веры “во оставление грехов” в Крещении младенцев. Для Феодорита, по сути дела, “оставление грехов” — лишь побочный итог Крещения, вполне действительный в случаях Крещения взрослых, что было нормой в ранней Церкви, а взрослые, естественно, “оставляли грехи”, потому что было что оставлять. Но изначальный и самый главный смысл Крещения — шире и положительнее. “Будь единственным смыслом крещения оставление грехов, — пишет Феодорит, — зачем тогда крестили бы мы новорожденных младенцев, еще не вкусивших греха? Но Таинство [Крещения] названным не ограничивается; оно есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования будущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, причастность Страстям Господним, участие в Его Воскресении, облачение спасительное, наряд из радования, риза из света или, скорее, сам свет”[1].
Итак, Церковь крестит детей не затем, чтобы “отпустить” им их еще не существующие грехи, но ради дарования им новой и бессмертной жизни, чего не в силах дать детям их смертные родители. Противопоставление между двумя Адамами рассматривается не в категориях вины и прощения, но в категориях смерти и жизни»[2].

Это восхитительная логика!
Из слов одного лишь блж. Феодорита заключить к: «Итак, Церковь...»! Автор, в своем сочинении лишь походя упомянувший Карфагенский собор в связи с кодификацией церковного права, сводит все дело к персонификации двух традиций: западной (в лице блж. Августина) и восточной (в лице блж. Феодорита), как будто не было Правила, вселенский авторитет которого был подтвержден VI (и VII Вселенскими соборами:
«Определено такожде: кто отврегает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго Адамова греха не заимствут ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо речено апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения» (Правило 124).

Прелесть здесь еще и в том, что частному, никем более не подтвержденному мнению блж. Феодорита, придается значение, которого легко оказываются лишены постановления, имеющие вселенский авторитет, равно как и известные тексты отцов Церкви. Это очень показательная иллюстрация для понимания метода, использовавшегося представителями  т.наз. «патристического возрождения»!


[1] Феодорит Кирский. Краткое изложение еретических баснословий, 5, 18 (О Крещении).
[2] http://predanie.ru/lib/book/71997/ См.: Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. М., 2001. С. 255-256.
Tags: Богословие, Искупление, Логика, Методология, протопр. Мейендорф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments