Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Categories:

Фома о единстве Бога и множественности людей.

В продолжение темы: http://kiprian-sh.livejournal.com/29331.html

 

Сумма теологии, 39, 3.

Должны ли имена сущности сказываться о трех лицах в единственном числе?

 

Возражение 1. Кажется, что имена сущности, как, например, имя Бог, не должны сказываться о трех Лицах в единственном числе, но только во множественном. Ибо как «человек» означает «тот, кто обладает человечностью» (habens humanitatem), так же и «Бог» означает «тот, кто обладает Божественностью» (habens deitatem). Но три Лица суть трое, которые обладают божественностью. Следовательно, три Лица суть три Бога.

<...>

Отвечаю:

 

Некоторые сущностные имена обозначают сущность посредством существительных, тогда как другие – посредством прилагательных. Те, которые делают это посредством существительных, сказываются о Лицах только в единственном числе, но не во множественном. Те же, которые обозначают сущность посредством прилагательных, сказываются о трех Лицах во множественном числе. Причина этого в том, что существительные обозначают нечто как субстанцию, тогда как прилагательные обозначают нечто как акциденцию, которая привходит в субъект. Но так же как субстанция имеет существование от себя, так же от себя она имеет единство или множество, в силу чего единственное или множественное число существительного зависит от формы, обозначаемой именем. Однако, поскольку акциденции имеют свое существование в субъекте, они имеют единство или множество от своего субъекта, и поэтому единственное или множественное число прилагательных зависит от «подлежащих». У тварей одна форма не существует в нескольких «подлежащих», кроме как в силу единства порядка, как форма упорядоченного множества. Так, если имена, обозначающие формы, – существительные, то они сказываются о многих в единственном числе, но если они – прилагательные, то это не так. Ведь мы говорим, называя множество людей, «школа», «армия», «народ», но мы также, называя множество, говорим «школяры». Далее, в Боге божественная сущность обозначается как форма, что было рассмотрено выше (39, 2), которая, разумеется, является простым и высшим единством, как было показано выше (3, 7; 11, 4). Поэтому имена, которые обозначают божественную сущность  посредством существительных, сказываются о трех Лицах в единственном числе, а не во множественном. Вот почему мы говорим, что Сократ, Платон и Цицерон – три человека, тогда как мы не можем сказать, что Отец, Сын и Святой Дух – три Бога, но – единый Бог, ибо в трех «подлежащих» человеческой природы имеется три человечности (tres humanitates), тогда как в трех божественных Лицах имеется лишь одна божественная сущность (una divina essentia).

 

Tags: Сущность и ипостась, Фома.
Subscribe

  • КОРОНАВИРУС И ВАКЦИНИРОВАНИЕ.

    Дорогие друзья, получил письмо от своего доброго знакомого — серьезного ученого-генетика, имеющего множество публикаций в авторитетнейших…

  • О РУССКОМ ФАШИЗМЕ

    Сейчас собираю адреса жертвователей. Так вот: Барнаул, Москва, Минск, Сергиев Посад, Балашиха, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Самара,…

  • "МОЯ РУКА СПАСЛА МЕНЯ" (Суд. 7: 2).

    КОНЕЦ ИСТОРИИ И БОРЬБА ЦЕРКВИ. Мы —православные — знаем два главных пророчества о конце человеческой истории: воцарении антихриста и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • КОРОНАВИРУС И ВАКЦИНИРОВАНИЕ.

    Дорогие друзья, получил письмо от своего доброго знакомого — серьезного ученого-генетика, имеющего множество публикаций в авторитетнейших…

  • О РУССКОМ ФАШИЗМЕ

    Сейчас собираю адреса жертвователей. Так вот: Барнаул, Москва, Минск, Сергиев Посад, Балашиха, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Самара,…

  • "МОЯ РУКА СПАСЛА МЕНЯ" (Суд. 7: 2).

    КОНЕЦ ИСТОРИИ И БОРЬБА ЦЕРКВИ. Мы —православные — знаем два главных пророчества о конце человеческой истории: воцарении антихриста и…