Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

δεῖ γὰρ καὶ αἱρέσεις ἐν ὑμῖν εἶναι

Прочитал в ЖЖ Аркадия Малера:
"Давно хотел задать один острый вопрос, который, конечно, кому-то может показаться “провокационным”.

Если серьезно прислушаться к тому, что обычно проповедуют о православии и, в особенности, о русском православии те, кого за неимением лучшего определения называют “православными либералами”, то возникает закономерный вопрос – а почему эти люди все равно остаются в Православной Церкви, причем, далеко не в качестве рядовых мирян?

Действительно, если их послушать, то Священное Писание вовсе не священное, а просто набор каких-то древнееврейских и древнегреческих легенд, случайно собранных в единый кодекс, распадающийся при первом прикосновении. Многие события и герои этих легенд, скорее всего, вымышлены или домыслены, так что воспринимать Библию как свидетельство реальной истории нет никакого смысла. Священное Предание также совсем не священное, а просто собрание личных мнений относительно одаренных христианских писателей, чье сознание было, в значительной степени, предопределено их субкультурным контекстом, так что ориентироваться на них, как на безусловные авторитеты, совершенно бессмысленно. Все неприятные моменты христианского вероучения про то, что вне Церкви нет спасения и подобные напоминания про смерть, дьявола и муки ада, которые только портят настроение и разобщают людей, – всё это лишь гиперболы, аллегории, условности, да и, вообще, “мифы народов мира”. Все догматические расхождения с католицизмом или протестантизмом не столь принципиальны, а объясняются, скорее, трудностями перевода, а если уж сравнивать православие с западными конфессиями, то по многим основаниям последние, конечно, лучше – умнее, образованнее, солиднее, комфортнее, прогрессивнее, гуманнее и гораздо больше говорят о том, что Бог есть Любовь, а главная ценность это, конечно, человек, его жизнь и счастье, а не что-то другое… Да и как можно говорить о сотериологической эксклюзивности Церкви, где не было ни Франциска Ассизского, ни Паскаля, ни Канта, ни Ганди, ни Януша Корчака, ни Мандельштама, ни Джона Леннона, ни А.Д.Сахарова, ни Новодворской, откуда вполне сознательно ушел и Лев Толстой, и католический блаженный Леонид Федоров, и сам Яков Кротов?
И это всё уже не говоря о том, какой политический бэкграунд любят “православные либералы” приписывать нашей Церкви, выявляя ее “ордынско-сталинистскую сущность”, “тысячелетний оплот цивилизационного отставания России”, “извечного рабства и мракобесия забитого русского народа”, и тэ дэ, и тэ пэ.
Так вот, если честный “православный либерал” сделает логический вывод из этих предпосылок, то оставаться ему в православии – нет никакого смысла.
Почему же он тогда остается?
Есть три варианта ответа.

Вариант 1-ый (веселый) – этот человек вовсе не в православии, он просто играет в свою постмодернистскую игру с “православным дискурсом” и работает на своё хорошее настроение, подобно любому светскому человеку, который не прочь выпить и повеселиться на церковный праздник, а заодно и потроллить верующих насчет “противоречий в Библии”.

Вариант 2-ой (грустный) – если этот человек уже связал свою публичную карьеру с православием, то ему просто больше некуда деваться, а демонстративный уход из Церкви будет стоить ему больших нервов и средств к существованию, чем если он продолжит притворяться православным.

Вариант 3-ий (конспирологический) – этот человек просто работает на развал православия в чьих-то интересах…, но здесь я предпочитаю бритву фирмы Оккама, пока не будет убедительных доказательств.

Четвертого не дано" (http://arkadiy-maler.livejournal.com/601140.html)
.

У меня есть еще один вариант.
"Православные либералы" свои воззрения считают вполне православными. Только они видят себя богословствующими в свободе, в отличие от "тупых начетчиков", угашающих действие Св. Духа в Церкви. И зачем им уходить? Тупые начетчики (забывшие слова Павла о необходимости разномыслий, да и не знающие, в силу тупости, что словом "разномыслие" переведено греческое "ересь") отомрут со временем, как вообще отмирает все старое и косное, и восторжествует свобода во Св. Духе! И все более толерантное отношение священноначалия Церкви к публикациям свободных поисков либералов (отчетливо презентуемых как именно православных) и ясно видимое нежелание хоть как-то угасить их дух -- тому порукою...
Tags: Анафема, Богословие, Церковь и время
Subscribe

  • ЦИТАТА ЦЕЛИКОМ.

    Звягинцев: «Или — помните коллизию “Легенды о Великом инквизиторе”? Каким рисует Достоевский иерарха церкви? И я не думаю,…

  • К одному недавнему разговору.

    Режиссер Андрей Звягинцев: «люди приспособили существо Христова учения к своим плоским властным нуждам, к своим скудным рабским…

  • "Для памяти потомству своему"

    "Для памяти потомству своему" — так назван совершенно прекрасный альбом народного бытового портрета в России XVIII—XIX вв.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments

  • ЦИТАТА ЦЕЛИКОМ.

    Звягинцев: «Или — помните коллизию “Легенды о Великом инквизиторе”? Каким рисует Достоевский иерарха церкви? И я не думаю,…

  • К одному недавнему разговору.

    Режиссер Андрей Звягинцев: «люди приспособили существо Христова учения к своим плоским властным нуждам, к своим скудным рабским…

  • "Для памяти потомству своему"

    "Для памяти потомству своему" — так назван совершенно прекрасный альбом народного бытового портрета в России XVIII—XIX вв.…