"Давно хотел задать один острый вопрос, который, конечно, кому-то может показаться “провокационным”.
Если серьезно прислушаться к тому, что обычно проповедуют о православии и, в особенности, о русском православии те, кого за неимением лучшего определения называют “православными либералами”, то возникает закономерный вопрос – а почему эти люди все равно остаются в Православной Церкви, причем, далеко не в качестве рядовых мирян?
Действительно, если их послушать, то Священное Писание вовсе не священное, а просто набор каких-то древнееврейских и древнегреческих легенд, случайно собранных в единый кодекс, распадающийся при первом прикосновении. Многие события и герои этих легенд, скорее всего, вымышлены или домыслены, так что воспринимать Библию как свидетельство реальной истории нет никакого смысла. Священное Предание также совсем не священное, а просто собрание личных мнений относительно одаренных христианских писателей, чье сознание было, в значительной степени, предопределено их субкультурным контекстом, так что ориентироваться на них, как на безусловные авторитеты, совершенно бессмысленно. Все неприятные моменты христианского вероучения про то, что вне Церкви нет спасения и подобные напоминания про смерть, дьявола и муки ада, которые только портят настроение и разобщают людей, – всё это лишь гиперболы, аллегории, условности, да и, вообще, “мифы народов мира”. Все догматические расхождения с католицизмом или протестантизмом не столь принципиальны, а объясняются, скорее, трудностями перевода, а если уж сравнивать православие с западными конфессиями, то по многим основаниям последние, конечно, лучше – умнее, образованнее, солиднее, комфортнее, прогрессивнее, гуманнее и гораздо больше говорят о том, что Бог есть Любовь, а главная ценность это, конечно, человек, его жизнь и счастье, а не что-то другое… Да и как можно говорить о сотериологической эксклюзивности Церкви, где не было ни Франциска Ассизского, ни Паскаля, ни Канта, ни Ганди, ни Януша Корчака, ни Мандельштама, ни Джона Леннона, ни А.Д.Сахарова, ни
И это всё уже не говоря о том, какой политический бэкграунд любят “православные либералы” приписывать нашей Церкви, выявляя ее “ордынско-сталинистскую сущность”, “тысячелетний оплот цивилизационного отставания России”, “извечного рабства и мракобесия забитого русского народа”, и тэ дэ, и тэ пэ.
Так вот, если честный “православный либерал” сделает логический вывод из этих предпосылок, то оставаться ему в православии – нет никакого смысла.
Почему же он тогда остается?
Есть три варианта ответа.
Вариант 1-ый (веселый) – этот человек вовсе не в православии, он просто играет в свою постмодернистскую игру с “православным дискурсом” и работает на своё хорошее настроение, подобно любому светскому человеку, который не прочь выпить и повеселиться на церковный праздник, а заодно и потроллить верующих насчет “противоречий в Библии”.
Вариант 2-ой (грустный) – если этот человек уже связал свою публичную карьеру с православием, то ему просто больше некуда деваться, а демонстративный уход из Церкви будет стоить ему больших нервов и средств к существованию, чем если он продолжит притворяться православным.
Вариант 3-ий (конспирологический) – этот человек просто работает на развал православия в чьих-то интересах…, но здесь я предпочитаю бритву фирмы Оккама, пока не будет убедительных доказательств.
Четвертого не дано" (http://arkadiy-maler.livejournal.com/601140.html).
У меня есть еще один вариант.
"Православные либералы" свои воззрения считают вполне православными. Только они видят себя богословствующими в свободе, в отличие от "тупых начетчиков", угашающих действие Св. Духа в Церкви. И зачем им уходить? Тупые начетчики (забывшие слова Павла о необходимости разномыслий, да и не знающие, в силу тупости, что словом "разномыслие" переведено греческое "ересь") отомрут со временем, как вообще отмирает все старое и косное, и восторжествует свобода во Св. Духе! И все более толерантное отношение священноначалия Церкви к публикациям свободных поисков либералов (отчетливо презентуемых как именно православных) и ясно видимое нежелание хоть как-то угасить их дух -- тому порукою...