Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Какого числа "воссияла истина"?

"Милость и истина встретились, правда и мир облобызались! Истина от земли воссияла и правда с небес приникла" (ст. 11, 12). Здесь пророк указывает на встречу Божества и человече­ства, причем каждое из них действовало как ему свойственно; это и значит: "встретились"; встречается же идущий медленно с идущим быстро и хромой с имеющим здоровые ноги. Но пророк указал не только на встречу, но и на единение, происходящее из любви: это обозначено словом: "облобызались", потому что чрез поцелуй любящие и любимые объединяются друг с другом. Бог Слово и не сошел бы в человечество, если бы Творец не имел горячей любви к человеку. "Ибо так возлюбил Бог мир", говорит Христос, "что отдал Сына Своего Единородного" послал в него (Ин.3:16). Но как произошла эта встреча? "Истина от земли воссияла и правда с небес приникла". Истина – плоть, и называется так не потому только, что она, как говорит псалмопевец, воссияла от земли, но и потому, что истина воплотилась и Бог Слово стал истинно человеком. Правда – Боже­ство, почему пророк и говорит, что она приникла с неба, – Боже­ство, которое сотворило правду, сокрушив нечестие, господствовавшее на земле. После соединения однако истина и правда уже не разде­ляются, почему Христос весь и называется истиной, когда напр. Он говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14:6), равно весь назы­вается и правдой, когда напр. Павел говорит о Нем: "сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1Кор.1:30). Продолжая изъяснять таинство, пророк говорит: "ибо Господь дарует благо, и земля наша даст плод свой" (ст. 13), – Отец Свое Слово, почему другие переводчики говорят: даст благого, потому что, как тебе известно, сам Христос сказал: "никто не благ, как только один Бог" (Лк.18:19). "И земля наша даст плод свой" – рожден­ную от Марии плоть. Так в образовании таинства Христова действо вали и Бог и земля. "Правда" (ст. 14), о которой пророк раньше ска­зал: "с небес приникла". Божество идет впереди человечества, как и Аввакум говорит: пред лицом его предыдет слово (синод. "пред лицем Его идет язва") (Авв.3:5), и далее относительно человечества: и изыдет на поле при ногах его (синод. - "а по стопам Его – жгучий ветер") (там же). Что согласно со словами псалмопевца, который в за­ключение говорит: "пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои" (ст. 14). Так Божество предшествует, т.е. направляет плоть свою на путь домостроитель­ства и исправляет стопы ее, чтобы она не подверглась никаким чело­веческим заблуждениям и обманам.
Собеседование на Пс. 84, приписываемое свт. Иоанну Златоусту.

Точно ли нам известна дата Рождества? И если - нет, то не становится ли от этого меньше и правды, и истины?
Tags: Реплика
Subscribe

  • ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ.

    «...нет ничего необычного в возможной заявке на разработку собственной богословско-философской системы с новыми понятийными определениями. Это…

  • КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ИСКУПИТЕЛЬНОЙ ЖЕРТВЫ.

    Пару дней назад попросил помочь мне найти цитаты из текстов так наз. "юридистов" (включая и Ансельма), в которых говорилось бы, что…

  • МИТР. ЗИЗИУЛАС И СВТ. АФАНАСИЙ.

    Цитата из книги митр. Зизиуласа, приведенная в предыдущем посте, как и вообще понимание им "юридизма" основывается, в частности, на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments