Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Великий пост.

Надеюсь, что в пост смогу заняться самым важным для себя (после молитвы и мозаик) делом: продолжу писать.

Здесь приведу одну цитату из свт. Кирилла Александрийского, относящуюся к теме понимания им "общности природы":
«…когда Он говорит о нас: «Да будутъ едино, якоже и Мы едино есма» , из Себя Самого беря [для нас] пример, то это всяко не значит, что Он говорит это, чтобы мы стали по природе одним с Богом, но чтобы как Он по природе является одним с Отцом, так бы и мы единодушием и тем, чтобы мыслить одинаково, стали бы одним друг с другом, взяв природное тождество Отца с Сыном в качестве примера неспорливого умонастроения (ἀδιαστάτου γνώμης), могущего нас сделать как бы одним телом и душою. Ибо так написано об уверовавших: Множеству же вѣровавшихъ бѣ сердце и душа едина . <…>
Итак, когда Он говорит о нас: «Да будутъ едино, якоже и Мы едино есма», то не к тому это говорит, чтобы мы, оставив нашу собственную природу, претворились в природу Сына (ибо это невозможно), но чтобы, как уже было сказано, мы бы по сознанию (κατὰ γνώμην) тем сделались друг по отношению к другу, чем Сам Он по природе является по отношению к Отцу, то есть одним»
(Святитель Кирилл Александрийский. Книга сокровищ... СПб - Краснодар, 2014. С. 125 – 126).
_________________________________
Из данного текста совершенно очевидно, что понимание прот. Давыденкова (http://kiprian-sh.livejournal.com/69146.html) совершенно невозможно.
Во-первых, святитель говорит о единстве по сознанию.
Во-вторых, предполагается, что человечеству только предстоит сделаться единым, это стоит как задача, а не есть некий факт, необходимо следующий из факта единства человеческой природы. Совершенно неадекватное свт. Кириллу понимание прот. Давыденковым (следующим за Лосским, Лурье, Ларше и проч.) святоотеческого учения об общности человеческой природы приводит его к неразрешимым вопросам о том, как пребывающая во Христе некая часть человечества может оказаться мучимой в геенне.
Смешной выход из этой проблемы персоналистов (предлагающих разделить природу в личности и саму личность) оказывается просто не нужен.

_________________________________
PS Ну, и можно поздравить меня с выходом в свет "Книги сокровищ" :)
Книга издана совместно с Олегом Абышко (перевод -- как всегда прекрасный -- Р. В. Яшунского, которому я выражаю искреннейшую благодарность за годы сотрудничества).
_________________________________
Поздравляю всех с началом Великого поста!
Tags: Сущность и ипостась, прот. Давыденков
Subscribe

  • ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ.

    «...нет ничего необычного в возможной заявке на разработку собственной богословско-философской системы с новыми понятийными определениями. Это…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В МДАиС.

    "В учебниках догматического богословия среди свойств человеческой души обычно указывается такое свойство, как свобода. Однако, свободу нельзя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ.

    «...нет ничего необычного в возможной заявке на разработку собственной богословско-философской системы с новыми понятийными определениями. Это…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В МДАиС.

    "В учебниках догматического богословия среди свойств человеческой души обычно указывается такое свойство, как свобода. Однако, свободу нельзя…