Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Мозаика и догматика.

Уважаемый Дмитрий поделился наблюдением:
"...патристическая мысль разнообразна как мозаика, а уважаемый Киприан из того очень распространенного типа людей, которые воспринимают стеклышки только с каким-то одним цветом, в то время как на месте стеклышек с другими цветами в этой мозаике у них остается пустота" (http://gignomai.livejournal.com/619102.html?thread=5171806#t5171806).

Может быть, но с мозаикой -- не совсем ясная аналогия. В смысле, что не до конца ясная.
Вы как себе представляете способ изготовления мозаики? Бывает же по-разному. Вот представим себе мозаику, которую делают очень долго, на протяжении нескольких поколений художников, и вот нас зовут в артель. Точнее, в две артели, и каждая утверждает, что мозаику должна продолжать делать она. И нам рассказывают о том, что артель кладет не просто мозаику, а имеет целью осуществить замысел автора.
1.Можно представить себе, как одна артель рассказывает такую историю изготовления (назовем ее историей последовательного осуществления замысла автора):
а) автор рассказывает в кругу учеников о некой мозаике, которую он хочет с их помощью изготовить;
б) ученики, на основании этого рассказа, делают рисунок;
в) их ученики, на основании этого рисунка, делают эскиз (общо прокладывают основные цвета);
г) а их ученики, сообразуясь с эскизом, делают картон (прорисовывают в цвете в натуральную величину, прорабатывают детали);
д) в свою очередь их ученики, сообразуясь с рисунком, эскизом и картоном, делают мозаику (процесс идет, но результат уже виден)

Разумеется, в окончательном виде мозаика -- не рисунок, не эскиз, и не картон, а гораздо более "разноцветное" изображение. И возникает вопрос: а соответствует ли авторскому замыслу результат? Те, кто делал мозаику говорят, что критерий соответствия таков: эскиз соответствует замыслу, картон -- эскизу, мозаика -- картону. Если им скажут, что картон отличается от эскиза, а мозаика -- от картона, то они ответят, что это ж была не переделка, а только уточнение того, что уже предполагалось автором; что никаких изменений по ходу работы не внесено, рисунок и цвет лишь проявлялись, но менялись. А по поводу соответствия замыслу добавят, что на самом деле все это время все они работали под руководством автора, с которым имели некую связь.
Соответствие замыслу, и, тем более, наличие связи проверить невозможно. Но увидеть соответствие между этапами работы можно, как и то, что на том месте, где на мозаике очень сложный по валёрам синий гиматий: на рисунке -- тоже гиматий, на эскизе -- синий гиматий, на картоне -- тоже. Если мы увидим, что мастера нам не соврали, мы скажем, что, возможно, они действительно воплотили замысел автора, и действительно имели с ним общение как руководителем. Во всяком случае "непротиворечивость" истории создания мозаики от этапа рисунка будет некоторым подтверждением существования авторского руководства. И новый ученик имеет некоторые основания надеяться, что, войдя в артель, он сможет и принять участие в работе именно по осуществлению замысла автора (как и обещали), и получить возможность работы под его руководством. Но если увидим, что мастера нам лгали (про соответствия), то...?

2. А вторая артель рассказывает другую историю (назовем ее историей осуществления замысла путем переделок и исправления ошибок):
б) ученики сделали несовершенный рисунок;
в) их ученики кое-что вынуждены были переделать, проложив цвета в соответствии не тому рисунку, который был дан, а своему -- исправленному;
г) в свою очередь их ученики внесли коррективы в эскиз, кое-где поправили рисунок, кое-где переписали цвет, исправили композиционные ляпы;
д) те, что делали мозаику, продолжили улучшать работу предшественников, да и свою переделывали, по ходу исправляя огрехи, да и продолжают работать, внося исправления до сего дня, так что виден ли результат, судить сложно.
Но мозаичники обещают: в результате должна получиться мозаика, соответствующая замыслу автора. На возражение, что мозаика, по их же словам, во многом совершенно отступает от рисунка и так далее, они говорят, что так автором и было задумано, они это знают, он по ходу вносил коррективы, сообщая им по имеющейся связи об ошибках предшественников. А на наш вопрос, почему же прежние мастера говорили, что на всех этапах работа только детализируется, а исправлений допускать нельзя, что они суть отступления от замысла автора, нам отвечают, что время было такое, нельзя было всю правду сказать, да и прежние мастера еще не всё хорошо понимали, заблуждались, вон, ошибок сколько понаделали). Да и это не главное, главное: посмотри, в создании какой красоты тебе предлагают принять участие! А дальше все будет еще краше, вообще, может, по-другому!
Как и в первом случае, соответствие замыслу, и, тем более, наличие связи с автором проверить невозможно. Но можно проверить, не врут ли нам мозаичники про историю создания. Если мы, сравнивая мозаику с рисунком, эскизом и картоном, не увидим бесконечных исправлений и переделок, то мозаичники -- самозванцы, и работать в их артели -- может значить разрушать соответствие авторскому замыслу. А если они говорят правду, и история создания мозаики -- история бесконечных переделок и исправлений, то... ну, по желанию :)

Вопрос первый: "Какая артель говорит правду?"
Вопрос второй: "Можно ли это узнать?"
Вопрос третий: "Поступать ли на работу во вторую артель, если вторая артель говорит правду?"
Tags: Богословие, Методология, Мозаика, Церковь
Subscribe

  • Пустынники.

    На видео -- мой друг юности, а ныне и духовник о. Григорий Хоркин. Отец Григорий и заказал нам с Лешей Подкопаевым мозаику свт. Иоанна Златоуста…

  • С Праздником!

    Вчера закончили с сынком еще одну мозаику. Так получилось, что она имеет отношение к сегодняшнему празднику Крестовоздвижения. Тмá…

  • Две мозаики

    Закончили с сынком две мозаики. размер 25*25 см. Материал: оникс, яшма, травертин, мрамор, базальт.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments

  • Пустынники.

    На видео -- мой друг юности, а ныне и духовник о. Григорий Хоркин. Отец Григорий и заказал нам с Лешей Подкопаевым мозаику свт. Иоанна Златоуста…

  • С Праздником!

    Вчера закончили с сынком еще одну мозаику. Так получилось, что она имеет отношение к сегодняшнему празднику Крестовоздвижения. Тмá…

  • Две мозаики

    Закончили с сынком две мозаики. размер 25*25 см. Материал: оникс, яшма, травертин, мрамор, базальт.