http://www.litra.ru/critique/get/crid/00791391189847019750/
Я мало какой работе мыслителей начала XX века благодарен, как этому тексту. Благодаря ему я гораздо легче, чем могло быть, принял через годы учение V-VI и VII Вселенских Соборов об искусстве:
«Очи твои право да зрят, и всяким хранением да соблюдай твой дух, завещает премудрость: ибо телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на досках, или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум, и производящие воспламенений нечистых удовольствий, не позволяем отныне, каким бы то ни было способом писать. Если же кто сие творить дерзнет: да будет отлучен» (Правило 100 Трулльского Собора).
«Итак, все низкие искусства, отвлекающие от целей заповедей Божиих, должны быть отвергаемы; но искусства иного рода, искусства полезные к жизни не носят на себе ничего непристойного и не отвергались святыми отцами нашими. Так и искусство живописное; если им кто-либо пользуется для изображения чего-либо позорного, то оно должно быть презираемо и отвергаемо. Например, если бы кто-либо стал представлять живописно образы блудодейственные, а также зрелища, кривляния, конские скачки, или что-либо другое сродное с этим выражалось бы посредством этого искусства; то позорно было бы изобретение его. Но как скоро мы хотим изображать жизнь добродетельных мужей, подвиги мучеников и достойные повествований страдания их, или таинство домостроительства великого Бога и Спасителя нашего; тогда, пользуясь искусством живописцев, мы являемся поступающими весьма правильно. <…> Так же надобно относиться и к книгам. Если кто-либо описывает в книгах повествования позорные, то и книжки позорны и достойны отвержения и должны быть отдаляемы от христианского слуха; если же слова и повествования внушены Богом и ведут к благочестию; то достохвальны и должны быть принимаемы и считаемы достойными Церкви Божией. Так же точно надобно относиться и к изображениям Господа нашего Иисуса Христа и святых Его. Так, если кто-либо делает арфу или гусли, то его произведение позорно; но если – какой-либо из священных сосудов, то оно достойно приятия. Никто из благомыслящих не будет также позорить искусства, если посредством его приготовляется что-нибудь полезное для нужд сей жизни; нужно только иметь в виду цель и образ, какими совершается произведение искусства: если для благочестия, то оно должно быть принимаемо, если же для чего-либо позорного, то оно ненавистно и должно быть отвергнуто» (VII Вселенский Собор // Деяния… Т. IV. С. 528).