Поэтому добавлю католикам, не желающим канонизации Оригена, материала для беспокойства, а православным -- для тревоги.
В 2007-2008 годах папа Бенедикт XVI провел ряд катехизических бесед. Сборник этих бесед, вышедших уже и в русском переводе, озаглавлен "Отцы Церкви. От Климента Римского до св. Августина". В сборник включены главы, посвященные авторам, которых к отцам Церкви отнести сложно. Папа во Введении поясняет это так:
"Этот катехизический цикл включает также имена трех достойных и выдающихся авторов, которые не могут называться отцами, поскольку не получили в этом смысле формального (выделено мною -- К. Ш.) признания со стороны Церкви. Речь идет об Оригене, Тертуллиане и Евсевии Кесарийском".
Что же мы узнаем об отношении папы к Оригену?
Первую беседу об Оригене папа начинает так:
"Дорогие братья и сестры!
В наших размышлениях о великих людях древней Церкви мы подошли к одному из самых выдающихся. Ориген из Александрии действительно является одной из самых значимых фигур для развития христианской мысли. Он вобрал в себя наследие Климента Александрийского, о котором мы говорили в прошлую среду, и нацелил его на будущее столь оригинальным образом, что наложил неизгладимый отпечаток на все дальнейшее развитие христианской мысли. Он был истинным «учителем», и таким его с тоской и глубоким чувством вспоминали оставшиеся ученики не только как блестящего богослова, но и как подлинного носителя того учения, которое проповедовал"
И заканчивает:
"Приглашаю вас — и тем закончу — принять в свое сердце учение этого великого наставника веры. Он восторженно напоминает нам, что в молитвенном прочтении Библии и последовательном жизненном усилии Церковь неустанно обновляется и молодеет".
Следующая беседа начинается так:
"Дорогие братья и сестры!
В прошлую среду катехизическая беседа была посвящена великому Оригену, александрийскому ученому II-III веков. Мы рассмотрели жизнь и литературную деятельность великого учителя".
И заканчивается:
"Ориген обращается напрямую к нам: «<...>Запечатлелся на нас свет лика Твоего, о Господи, которому и слава во во веков. Аминь!» (Беседа на Ев. от Луки, 32:6)".
Вот так как-то... Но, может быть, папа в беседах указывает на некоторые ереси, или хотя бы ошибки, неясности у Оригена? Нет, ни одного слова о ереси, ни даже слова о чем-то, что хоть слегка затеняло бы сияющий образ "великого наставника веры"!
Можно ли сказать, что папа Бенедикт XVI формально канонизировал Оригена? Нет. Можно ли сказать, что у католиков поэтому нет повода для беспокойства? Пусть ответят католики. А у нас, когда мы видим проникновение почитания Оригена и его ересей в нашу Церковь, и то, что этот и иные процессы не удостаиваются внимания наших иерархов, повод для тревоги есть.
Поправка.
Меня упрекнули, что я приписал авторство введения самому папе. Прошу прощения за свою ошибку. К сожалению для католиков, даже эта неловкая попытка хоть как-то объяснить преклонение папы перед Оригеном и причисление его к числу учителей Церкви принадлежит не папе, а авторам Введения.