Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

О казачьем самодостоинстве.

В 2010 году мой крестный и друг -- войсковой священник Кубанского Казачьего Войска протоиерей Сергий Овчинников -- написал статью. Она все это время лежала у меня, я все никак не мог собраться перевести ее "в цифру" и опубликовать. Но вот теперь, после этого кошмара: http://www.kp.ru/daily/26106/3002386/ -- уже медлить совершенно недопустимо.

О нашем казачьем самодостоинстве

«Когда 20 лет назад в России началось возрождение казачества, обеспокоенные этим процессом горцы стали сами предлагать казакам дружбу: "наши деды были кунаками…". Но со временем горцы поняли, что это не те казаки – нет реальной поддержки властью, у многих недостает твердости в характере. И с нами перестали считаться». Эти горькие слова одного кубанского казака – вынужденного переселенца – вспомнились мне на сборе представителей казачьих войск юга России, состоявшемся в г. Пятигорске 30 апреля 2010 года. Поводом к собранию послужило вероломное убийство атамана Кизлярского района казачьего общества Петра Ивановича Стаценко, застреленного 21 апреля у ворот своего дома в пос. Красный Восход. Вечная ему память.
С тяжелым чувством вернулся я на Кубань с этого сбора. Список только погибших атаманов, первым из которых был А. Подколзин, убитый на Пасху в начале 90–х, уже приблизился к десятку. Процесс вытеснения с Кавказа славянского населения, очевидно, приобретает необратимые формы : по последним данным в Ингушетии сегодня проживает не более 1 % славян, в Чечне – не более 4 %.
И все же не эта печальная статистика, в причинно- следственных связях которой, нужно разбираться определенно, произвела на меня гнетущее впечатление, а наша непосредственная реакция на нее. По поводу характера такого реагирования, а наша непосредственная реакция на нее. По поводу характера такого реагирования, а точнее – его бесхарактерности, собственно, и хотелось бы высказаться.
Большинство выступлений на сборе содержали справедливые укоры в адрес вероломных горцев. Выглядело это достаточно грозно. Жаль, что последние, отсутствуя в зале, их не слышали. Апеллировали выступающие казаки и к представителям российской власти, эффект давления на которую в завершении сами же свели на «нет» просьбами оказать помощь в решении вопроса по выделению частных землевладений в Ставрополье. Оставалась еще надежда, что в итоговых заявлениях, по – обыкновению подготовленных заранее, будут высказаны конструктивные мысли по оценке событий, розыску преступников и улучшению на Кавказе межэтнической ситуации в целом. Однако, в финальном некрологе газеты « Казачий Терек», которую предварительно раздали всем казачьим делегатам, содержалась только избитая словесная формула, используемая, как правило, для сокрытия истинных причин произошедшего « Официальных версий убийства пока не объявлено. Но в близких к атаману кругах говорят, что одна из них может быть связана с его работой – Петр Стаценко занимал должность начальника эксплуатационно-газовой службы Кизлярского района». Как казаку- читателю следует понимать эту «доверительную» информацию? Что покойный атаман мог быть связан с финансовыми злоупотреблениями?
Возможно, пострадал « за дело» и не заслуживает защиты Войска? Если бы этот пассаж был сделан, в какой другой газете, его бы не столько обсуждали, но «Казачий Терек» – это своя казачья газета. Значит ли это, что законы казачьего братства, воспетого в свое время великим Гоголем, на сегодняшний день морально устарели?
Или вот другой документ – «Обращение к казакам – терцам». Нельзя без внутреннего недоумения читать его заключительные слова: «Скорбный список атаманов и казаков, убитых бандитами, стал больше еще на одного человека… Боль наполняет наши сердца, но если эти негодяи думают запугать казаков или спровоцировать их на национальную вражду, то они глубоко заблуждаются. Мы будем и дальше бороться за свое многовековое право жить на родном Северном Кавказе по законам добрососедства».
Кто же автор подобного призыва к безграничному терпению? Может быть войсковой священник или даже Правящий Архиерей, чей долг утверждать умиротворяющее начало в стане горячих воинов?
Отнюдь – атаман и совет стариков Терского казачьего войска. Интересные метаморфозы происходят в нашем современном казачестве!
Больно становится на душе, когда подумаешь о том, что даже такая пассионарная часть нашего российского общества, как казачество, утрачивает способность к самозащите. Почему лишь малая их часть имеет мужество, не говорю поступать, но хотя бы думать так, как поступали их предки, отвечая на угрозу набега своих воинственных соседей: « если сможете – возьмите?» Что заставляет казаков сегодня говорить по этому поводу так много ненужных слов, когда осознавая тщетность усилий в сложившейся обстановке, можно достойно молчать? Неужели воинственный порубежный тип славянина на сегодняшний день полностью замещен типом мирным – пахаря и хлебороба с повсеместным утверждением в сознании жителей юга России поведенческих особенностей среднерусского мужика?
Конечно, давай оценку собственным чертам характера нелегко. Тут важно научиться смотреть на себя со стороны. Вот почему мне хочется привести еще одно свидетельство, которое будет трудно заподозрить в какой либо предвзятости.
Есть у замечательного Норвежского писателя Кнута Гамсуна в его путевых заметках по Кавказу под названием «В сказочной стране» описание одного на первый взгляд незначительного эпизода привокзальной жизни, в котором, как в капле воды, отразилась одна из важнейших причин будущих российских проблем этого региона.
«По платформе у станции, среди многих других людей, ходи молодой черкесский офицер. Вот как он одет: на нем лакированные высокие сапоги с золотыми пряжками наверху с наружной стороны. Его коричневая черкеска, доходящая почти до пяток, перехвачена в талии золоченым поясом, за которым наискось на животе торчит отделенный золотом кинжал. На груди торчат концы восьми позолоченных патронов гильз. Сбоку у него длинная узкая сабля, которая волочится за ним, рукоятка сабли выложена бирюзой. Рубашка у него из белого сырого шелка; черкеска его открыта на груди, и белая шелковая рубашка отливает на солнце серебром. Волосы у него черные и блестящие, а на голове надета папаха из белоснежного, длинношерстного меха тибетской козы; длинные пряди меха свешиваются ему слегка на лоб. Его одежда производит несколько франтоватое впечатление, но его лицо не соответствует этому. Мне объясняют, что форма его узаконена, на то, что у других из ноготка, у него из шелка, а что у других из меди, то у него из золота. Он княжеский сын. Все кланяются ему на станции, и он всем отвечает; с некоторыми он сам заговаривает и спокойно выслушивает длинные ответы. Кажется, будто он спрашивает, как они поживают, как идут их дела, как чувствует себя жена и здоровы ли дети. Как бы то ни было, но видно, что ничего неприятного он не говорит, потому что все благодарят его и кажутся довольными. Два мужика-крестьянина, в блузах и с кожаными кушаками, подходят к нему и кланяются, они снимают шапки и суют их подмышки, кланяются и говорят что-то. И им также молодой офицер отвечает, они как будто довольны его ответами. Но вдруг они снова заговаривают, объясняют что- то и даже перебивают друг друга. Офицер прерывает их коротко, и они надевают свои шапки. Очевидно, он приказал им это ввиду жары. После этого они продолжают говорить что-то; но офицер смеется, отрицательно качает головой и повторяет: «Нет, нет», и офицер затем отходит от них. Но мужики следуют за ним. Вдруг офицер оборачивается, делает повелительный жесть рукой и говорит «Стоять!». И мужики останавливаются. Но они продолжают говорить хныкающим голосом. Другие смеются над ними и стараются их уговорить, но они не унимаются; я слышу их хныканье еще и после того, как поезд начинает двигаться».
Приведенный отрывок верно иллюстрирует, какое значение имеет чувство собственного достоинства для человека, живущего на Кавказе. Хочешь, чтобы к тебе относились уважительно, уважай, прежде всего, сам себя. Ничего не бойся – унизить тебя здесь смогут ровно настолько, насколько ты сам это позволишь. Это хорошо понимали предки казаков и плохо – те русские переселенцы, которые по обыкновению делегировали обязанность своей защиты центральной власти. Пока власть в стране была крепка центростремительными тенденциями, Кавказ жил с Россией в согласии, но как только характер власти на постсоветском пространстве изменился, в силу вступили процессы обособления с отторжением с окраин людей иной ментальности.
Мечтая о возрождении казачьего духа, было бы странно все же закончить эти рассуждения на пессимистической ноте. Тем казак и славен, что в любой ситуации он не позволяет упадническим настроениям взять над собой верх. Верится, что едкие слезы вынужденных переселенцев проявят в заржавленной массе российского общества булатный узор праведного гнева и удачи. Казачий опыт и сноровка его лучших представителей окажется снова востребованной и пойдет русский человек казаковать на родной земле, выдавливая, по слову классика, из себя раба.
Войсковой священник ККВ
Прот. Сергий Овчинников
Tags: Новые времена, Политика, Россия, Церковь и время
Subscribe

  • ПРАВОСЛАВИЕ.РУ ВСЁ....

    И потому, если причастие соблазняет брата моего, не буду причащаться вовек! http://pravoslavie.ru/130348.html

  • (no subject)

    Еп. Питирим Творогов : "А внизу, как и положено, толпа, требующая чуда. Чуда не произошло. Нас упрекают, что мы бросили людей. Это неправда.…

  • ДОПУСТИТЬ СВЯЩЕННИКОВ К БОЛЬНЫМ!

    В комментах к одной записи мне напомнили давний мой текст в ЖЖ. Мне сказали, что теперь-то я перестал быть фундаменталистом, а стал чуть ли не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments

  • ПРАВОСЛАВИЕ.РУ ВСЁ....

    И потому, если причастие соблазняет брата моего, не буду причащаться вовек! http://pravoslavie.ru/130348.html

  • (no subject)

    Еп. Питирим Творогов : "А внизу, как и положено, толпа, требующая чуда. Чуда не произошло. Нас упрекают, что мы бросили людей. Это неправда.…

  • ДОПУСТИТЬ СВЯЩЕННИКОВ К БОЛЬНЫМ!

    В комментах к одной записи мне напомнили давний мой текст в ЖЖ. Мне сказали, что теперь-то я перестал быть фундаменталистом, а стал чуть ли не…