Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Categories:

Православный "Ансельм".

Оригинал взят у jean_damascene в Осиповцам о византийской сотериологии (на примере Николая Кавасилы), идеи замещения и сатисфакции.

Вот как веровали византийцы до падения Византии и так называемого "латинского пленения".


Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе.


Слово первое:


"И иным ещё способом по некоему суду и правде воздвиг Господь сей трофей [Крест] и даровал нам сию дверь и сей путь. Ибо Он не силою похитил тленных, но дал за них выкуп и связал сильного не тем, что имел большую силу, но осудив его судом праведным, воцарился в доме Иакова, разрушив в душах людей насильственную власть не потому, что возмог разрушить, но потому, что справедливо было разрушить её. И на сие указал Давид, говоря: Правда и суд уготование престола (Пс.88:15). Правда не только растворила сии врата, но и достигла чрез них до нашего рода. Ибо в первые времена прежде, нежели Бог пришёл к людям, нельзя было найти правды на земле. Ибо принимал с небеси и искал её сам Бог, от Которого она не могла сокрыться, если бы только была, но несмотря на то, не нашел её: Вси, - сказано, - уклонишася, вкупе неключими быша, несть творяй благостыню, несть до единого (Пс.13:3). После же того, как истина от земли воссияла сидящим во тьме лжи и сени, тогда и правда с небесе приникла, в первый раз истинно и совершенно явившись людям, и мы были оправданы, освободившись прежде всего от уз и наказания, когда Несотворивший неправды защитил нас смертью крестной, в которой понёс наказание за то, что сделали мы дерзостного; потом чрез оную же смерть сделались мы и друзьями Божьими и праведными. Ибо Спаситель Своею смертью не только освободил нас и примирил Отцу, но и дал нам область чадом Божьим быти, с Собою соединив естество наше посредством плоти, которую восприял, каждого из нас соединяя со Своею плотью силою таинств. И таким образом Свою правду и жизнь низвёл в души наши, так что посредством священных таинств возможно стало людям познавать и совершать истинную правду".


"Поелику же к [безгрешным] делам Христовым нельзя было применить сего наказания и Спаситель не имел в себе никакого следа немощи, которую нужно было бы уничтожить принятым врачевством, то на нас переходит сила сей чаши [страданий Христовых] и умерщвляет находящийся в нас грех и раны Невинного становятся наказанием за повинных во многом. И поелику наказание [на Кресте] было велико и удивительно и гораздо больше, нежели столько нужно было, чтобы вознаградить [компенсировать ущерб, удовлетворить справедливость] за человеческое зло, то оно не только от наказания освободило, но принесло такое обилие благ, что на самое небо восходят и там приобщаются Царства Божия сущие от земли, враждебные, связанные, порабощённые, побеждённые".

"Ибо надлежало, чтобы грех был искуплен каким-либо наказанием и чтобы только понесшие достойное наказание за то, в чем согрешили пред Богом, избавлены были от осуждения. Ибо уже не может быть обвинён наказанный в том, за что понёс наказание, из людей же нет никого, кто будучи чист, сам потерпел бы за других, так как никто не в силах вынести надлежащее наказание ни за самого себя, ни весь род человеческий, хотя бы и умер тысячекратно. Ибо какая цена в том, что постраждет ничтожнейший раб, сокрушивший царский образ и оскорбивший его величие? Посему безгрешный Владыка, претерпев многие страдания, умирает и несёт язву, приняв на Себя защиту людей, как человек, освобождает же весь род от осуждения и дарует связанным свободу, потому что Сам не имел в освобождении нужды, будучи [вместе] Богом и Владыкою".


Слово четвёртое:


"Ибо невозможно человеческой силой восстановить падшего человека и человеческой правдой невозможно людям освободиться от нечестия [намёк на Пелагия - прим.моё]. Ибо грех составляет обиду Самому Богу, ибо преступлением закона, - сказано, - Бога безчествуеши (Рим.2:23), и нужна вышечеловеческая добродетель, которой бы можно было освободиться от осуждения. Ибо для худшего [естества] весьма удобно нанести обиду лучшему [естеству], а вознаградить за обиду честью [человеческой добродетелью] невозможно, и особенно когда Обиженному он [человек] должен многим, и притом столь высоким, что нет сему и меры. Ибо для того, чтобы освободить от осуждения, нужно возвратить отнятую у Обиженного честь, стараясь при сем привнести более того, сколько должен человек, и одно восстановить, а другое вознаградить в той мере, в какой поступал он несправедливо. Но так как человек не может приблизиться и к тому, что должен делать, как будет он в состоянии стремиться к большему? Потому ни один человек не мог примирить с собой Бога, принося собственную правду, почему ни древний закон не мог разрушить вражды, ни живущим во благодати для получения такого мира не было бы достаточно одной ревности, ибо все сие дело только силы человеческой и есть правда только человеческая. Ибо блаженный Павел и самый закон называет правдой человеческой; неповинушася, - говорит он, - правде Божией, свою правду ищуще поставити (Рим.10:3), разумея ветхий закон, ибо только такую он имел силу в отношении к нашим бедствиям, чтобы приготовить к здоровью и соделать достойными руки Врача. Ибо закон, - говорит он, - пестун нам бысть во Христа (Гал.3:24), и блаженный Иоанн крестил в Грядущего, и вся философия человеческая и всякий труд их были некоторым предварением и приготовлением к истинной правде. Посему-то когда мы своими средствами и сами собой не могли показать правду, сам Христос соделался для нас правдой от Бога, и освещением, и избавлением (1Кор.1:30), и разрушает вражду плотью [на Кресте] и примиряет с нами Бога, не просто всю природу, и не тогда только, когда умер [на Голгофе], но каждый раз и для каждого из людей - тогда как Распинаемый, теперь как предлагающий Вечерю, когда [мы], познав свои прегрешения, желаем приступить к Нему. Ибо один Он мог и всю подобающую честь воздать Родившему, и вознаградить за лишение её, одно - Своей жизнью, другое - Своей смертью. Ибо как равноценное вознаграждение за нашу обиду [Богу] принеся после долгого приготовления Свою смерть, которою для славы Отца умер на кресте, Он с преизбытком вознаградил за ту честь, пред которой мы виновны своими грехами, а жизнью Он воздал всякую честь, и ту, которой надлежало почтить Его, и ту, которой надлежало быть почтённым от Отца. Ибо и кроме сего показал Он многие и великие дела, которые были высшей почестью для Отца, с одной стороны, проводя жизнь чистую от всякого греха, с другой, в точности и совершенстве соблюдая Его законы, не только в том, что делал сам, ибо говорит Он: Аз заповеди Отца моего соблюдох (Ин.15:10), но и в том, что законоположено для жизни людей, один из всех показав и насадив на земле небесное любомудрие, воздал ещё Он Отцу честь и самими чудесами, виновником коих исповедывал Родившего Его".


Tags: Ансельм, Искупление, Перепост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 92 comments