"После выставки в Краснодаре (2012) состоялась моя полемика в livejournal с патрологом Киприаном Шахбазяном, утверждавшим принципиальную невозможность создания иконы «в контексте супрематизма» (выражение Василины Орловой из её статьи «Современное искусство и христианство – взаимная ненависть или попытка диалога?» на портале pravmir.ru). Отвечая К. Шахбазяну, я согласился, что существует противоречие между теоретическими основаниями супрематизма и тем подходом к иконе, который известен по культурным памятникам. Однако дальнейшее размышление над этим противоречием приводит к нахождению точек схода. В работах А. Сигутина, которые, разумеется, не являются иконами, узнаваемость (принципиальная для иконографии) из предметной (которая отрицается супрематизмом) трансформирована в беспредметную, что создаёт коллизию на рубеже богословия и художественной теории. Ведь святые тем и отличаются от обычных людей, что не только телесны. В святых с необходимостью присутствует бестелесность, ибо они являются сознательными посредниками между миром тел (земным) и миром возможностей (тонким миром или 'воздухом' христианской космологии). Вот почему, нельзя сводить изображение святого исключительно к предметности, в нём обязательно должен быть обозначен (как? в том и проявляется искусство художника, работающего в сфере иконичности) выход за рамки телесного" (http://planetmediagroup.ru/o_vystavke_icons.jsp).
За православных я не переживаю Опасения вызывает то, что художники, мало знакомые с учением Церкви, получат превратное о нем представление. И никакого взаимопонимания не получится, так как понимание одной из сторон будет искаженным благодаря искажающему изложению Багдасарова.
Дорогие художники!
1. Это фантазия автора, будто обычные люди -- по учению Церкви -- только телесны. Он почему-то решил приписать Церкви восходящее к еретикам-гностикам деление на телесных и не только телесных (у гностиков это деление на соматиков, психиков и пневматиков). На самом деле все люди, по учению Церкви, имеют душевно-телесный состав. Если быть точным, то именно душа принадлежит "тонкому миру". Отличие святых от обычных людей -- в состоянии обожения, то есть причастности благодатным божественным энергиям.
2. Кроме того, существует противоречие между теоретическими основаниями супрематизма и не просто тем подходом к иконе, который известен по культурным памятникам, но и тем подходом к иконе, который отражен в учении Церкви. Если говорить о возможности изображения бестелесного (души или божественных энергий), то оно просто признано Церковью (многими отцами Церкви и, в частности, отцами VII Вселенского Собора, утвердившего догмат иконопочитания) невозможным. Если же говорить об обозначении бестелесного на иконе/картине, то оно обозначается при помощи иконографических символов, которые доступны для начертания любому человеку без поражения центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, а никак не обретается дерзновенным поиском художника за рамками телесного.
Объяснять и доказывать сказанное здесь не буду, простите. Если тема заинтересовала, то посмотрите статью: http://kiprian-sh.narod.ru/texts/Symbol.htm