Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Между делом 5. Огонь наказания и свет упокоения.

В разговоре по предыдущей теме уважаемый chahal сослался на книгу митр. Иерофея (Влахоса). Я не могу разбирать все, что там написано. Но один пример рассмотрю.
В главе "Святые отцы о рае и аде" митр. Иерофей пишет:
"Толкуя псаломский стих “глас Господа, пресецающаго пламень огня” (Пс. 28, 7), он <свт. Василий Великий> напоминает о чуде, которое произошло с тремя отроками в пылающей печи. Тогда пламя разделилось на две части и, с одной стороны, “пожигало всех стоящих вокруг”, а с другой — “приняло в себя Дух и доставило отрокам самое приятное дуновение и прохладу, так что они находились в спокойном состоянии, как бы под древесною тенью”. То есть хотя это пламя попаляло тех, кто находился вне печи, в то же самое время оно орошало отроков так, как будто они находились в тени дерева. Ниже он замечает, что огонь, уготованный Богом для диавола и его ангелов, “пресекается гласом Господним”. Огонь имеет две силы: силу пожигать и силу просвещать, он и пожигает, и просвещает. Поэтому достойные огня ощутят его опаляющую силу, а достойные просвещения — силу просвещающую. Заканчивает святой Василий замечательными словами: “Глас Господа, пресецающего и разделяющего пламень огня, нужен для того, чтобы огнем наказания стало непросвещающее, а светом упокоения осталось несожигающее”.
Следовательно, огонь геенны будет несветлым, будет лишен своего свойства просвещать. А свет праведников будет несожигающим, будет лишен свойства опалять. Это будет результатом различного восприятия действия Божия. Во всяком случае это подразумевает то, что человек будет получать нетварную энергию Божию в соответствии со своим состоянием"
(http://azbyka.ru/vera_i_neverie/zhizn_posle_smerti/1g64-all.shtml#3).

Посмотрим, так ли это. Вот что говорит свт. Василий:

"Глас Господа пресецающаго пламень огня. Пламень огня был пресечен и в Вавилоне, как видим из истории трех отроков, когда печь разливала его на сорок девять локтей и пожигала всех стоящих около (см.: Дан. 3, 47), пресеченный же повелением Божиим пламень принял в себя дух и доставил отрокам самое приятное дуновение и прохладу, так что они находились в спокойном состоянии, как бы под древесною тенью. Ибо сказано: был яко дух росы шумящ (ср.: Дан. 3, 50).
И гораздо удивительнее пресечение огненного естества, нежели разделение на части Чермного моря. Но глас Господень пресекает естественную неразрывность и связность огня. Хотя по человеческим понятиям огонь кажется нерассекаемым и неделимым, однако же по повелению Божию он пресекается и разделяется. Думаю же, что огонь, уготованный в наказание диаволу и аггелам его, пресекается гласом Господним на тот конец, чтобы из двух сил, свойственных огню, а именно силы сожигать и силы освещать, грозное и карательное в огне предоставлено было достойным сожжения, а светоносное и светозарное отделено было в отраду веселящимся. Посему глас Господа, пресецающаго и разделяющего пламень огня, нужен для того, чтобы огнем наказания стало несветлое, а светом упокоения осталось несожигающее."
(http://krotov.info/library/03_v/vasiy_vel/1_120.html).

Конечно, "человек будет получать нетварную энергию Божию в соответствии со своим состоянием". Но очевидно, что разделение огня на две силы совершается как чудо по воле Божией и Самим Богом ("глас Господень пресекает"), а не "будет результатом различного восприятия действия Божия", как кажется митр. Иерофею.
Tags: Анафема, Богословие, Логика, Реплика, Церковь, митр. Иерофей Влахос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments