Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Между делом 3.

Интересный текст выпускника Свято-Филаретовского православно-христианского института dmatveev, посвященный проблеме бессмертия души.
Часть первая: http://christ-civ.livejournal.com/156338.html
Часть вторая: http://christ-civ.livejournal.com/158177.html
Часть третья:
Прошу прощения за непродуманность и некоторую нудность изложения: хочется побыстрее.

А. Тихомиров пишет, что идея бессмертия души выражает нежелание примириться со смертью. Это понятно и серьезно. Я бы назвал это следствием неприятия бессмыслицы. В самом деле, если от человека ничего не остается, то остаются только смерть и отчаяние, и нет смысла в вере и религии.

Действительно, такой бессмыслицы допустить нельзя. Отсутствие смысла, по сути, тождественно отсутствию Бога. Бог – это и есть искомая нами (и, как мы верим, являющая нам свое Присутствие в откровении) Тайна, Основание и Смысл всего.

Но отсюда как раз и видятся ярче всего как сходство, так и различие бессмертия души как варианта решения проблемы смысла бытия с другим, легитимированном в христианских символах веры: эсхатологической идеей воскресения мертвых.

Конечно, обе концепции, взятые в качестве буквальных натуралистических представлений, в равной мере подлежат критике. Но важно понимать, что это вполне понятный естественный натурализм, присущий докритической стадии религии. И, что самое важное, не тождественный абсурду. Если иметь в виду, что, в конечном итоге, последние судьбы и их конкретное «как» – это неизбежная тайна, то можно сказать, что идея конечного всеобщего воскресения символически указывает на важнейший аспект нашей веры: если есть Бог, значит, ничего не безнадежно и абсурд небытия преодолим. Важно, что смысл, символизируемый общим воскресением, относится здесь туда, куда он и должен относиться в условиях тайны: в эсхатон, т.е. в область веры и надежды.

Идея бессмертия души содержит, как представляется, неоправданно неэсхатологическое решение проблемы бытия человека, делая бессмертие уже, в общем-то, решенным (т.е. лишенным тайны) вопросом. К тому же, в ней можно усмотреть и связь со свойственной эллинизму и другим внебиблейским традициям «технологичностью» в религиозной сфере: если мы знаем, что где-то в нашем времени остается и действует неразрушимая часть человека, с ней можно пытаться что-то делать своими силами.

Наконец, могут еще спросить: а как же существующие свидетельства участия умерших в жизни живых? Наверное, к таким вещам надо относиться по известному принципу «не отвергая и не принимая». Такие явления не имеет единственного объяснения: таким объяснением не может быть ни реально летающее в эфире сознание умершего человека, ни неадекватность рассказчика. Даже если мы имеем дело с откровением какой-то предельной тайны, нужно помнить, что тайна им не отменяется, а только приоткрывается
(http://christ-civ.livejournal.com/158462.html).

Церковь верует иначе. Приведем два авторитетнейших текста.
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной (1662 г.):
"Бог сотворил человека , который составлен из невещественной разумной души и вещественного тела" (Вопр. 18).
Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.):
"Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство, как и совершенное мучение, каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно. Души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще раз до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (каковы: молитвы, слезы, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным), души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, облегчения от них" (Член 18).

Кроме этого заметим, что невозможно найти хоть один святоотеческий текст, где отрицалось бы бессмертие души человека, где утверждалось бы, что душа после смерти человека тоже прекращает существование.

И вот на этом фоне неции, именующие себя православными, учат новой "просвещенной" вере... Очевидно, что в сфере влияния свящ. Георгия Кочеткова так (с большей или меньшей степенью откровенности и внятности) учат многие, включая самого свящ. Георгия. Наверное, они не прячут свои размышления и от оглашаемых. То есть большая часть крещаемых имеет веру, несогласную с верой свв. отцов, с верой Церкви. Это, кстати, гораздо хуже, чем крестить без катехизации. Там вера человека остается еще непроясненной, а здесь -- уже сознательно искаженной, ибо здесь сознательно ставится под сомнение и фактически отвергается критерий истины, которым держалась и держится вера Церкви, прекрасно сформулированный отцами IV Вселенского Собора: "Последуя святым отцам...". В общем, надо прямо сказать, что со временем в Церкви останемся или мы, или они. Тут не только разность в учении, тут разность в методологии. Или они правы, или отцы Церкви. Или прав юзер Матвеев, или свт. Кирилл Александрийский, сказавший:
«...самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых отцов, постараемся принять их за главное руководство, и, испытывая, по слову Писания, самих себя, аще в вере есмы, наши собственные рассуждения будем, сколько можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями» (Свт. Кирилл Александрийский. 2-е Послание с Несторию. // Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 145).
Tags: Бессмертие, Богословие, Методология, Сущность и свойства, Церковь, свящ. Кочетков
Subscribe

  • ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ.

    «...нет ничего необычного в возможной заявке на разработку собственной богословско-философской системы с новыми понятийными определениями. Это…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В МДАиС.

    "В учебниках догматического богословия среди свойств человеческой души обычно указывается такое свойство, как свобода. Однако, свободу нельзя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 196 comments

  • ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ.

    «...нет ничего необычного в возможной заявке на разработку собственной богословско-философской системы с новыми понятийными определениями. Это…

  • ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

    Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты…

  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В МДАиС.

    "В учебниках догматического богословия среди свойств человеческой души обычно указывается такое свойство, как свобода. Однако, свободу нельзя…