Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

XVII том Православной Энциклопедии.

Наконец-то получил XVII том Православной Энциклопедии. Разумеется, внимание прежде всего привлекает статья Евхаристия. Статья большая, написанная несколькими авторами. В целом статья производит благоприятное впечатление. Тем досаднее некоторые неясности и ошибки, в ней присутствующие. Я намерен посвятить их разбору пару-тройку постов.
Начну с вот какого фрагмента.
В главке Католическое богословие Евхаристии в XX в. (автор - А. А. Ткаченко) читаем изложение энциклики папы Пия XII
«Mediator Dei». В частности указывается, что, согласно мнению папы,
«В Дарах присутствует не прославленный духовный Христос, а исторический Христос» (ПЭ. С. 685).

Признаться, это место меня сильно заинтриговало. Чуть ниже я поясню, чем именно.

А пока приведу цитату из энциклики «Mediator Dei», любезно сообщенную мне уважаемым Анонимом:

«From what We have already explained, Venerable Brethren, it is perfectly clear how much modern writers are wanting in the genuine and true liturgical spirit who, deceived by the illusion of a higher mysticism, dare to assert that attention should be paid not to the historic Christ but to a "pneumatic" or glorified Christ». http://www.vatican.va/holy_father/pius_xii/encyclicals/documents/hf_p-xii_enc_20111947_mediator-dei_en.html

 

 

В переводе текст читается так:

«Исходя из того, что мы уже объяснили, уважаемые братья, совершенно ясно, каким образом многие современные писатели, нуждающиеся в подлинном и истинном литургическом духе, те, кто, будучи введены в заблуждение иллюзией высокой мистики, осмеливаются утверждать, что внимание должно быть уделено не историческому Христу, но "духовному" или прославленному Христу» (перевод мой – К. Ш.).

Кажется очевидным, что папа говорит совершенно не то, что ему приписывает А. А. Ткаченко; здесь папа лишь выступает против противопоставления "исторического Христа" "духовному Христу". Для папы «исторический» Христос и «духовный, прославленный»  Христос в Евхаристии – тождественны.

 

Теперь скажу, почему меня заинтриговало данное место. Мне показалось, что если автор, излагающий позицию папы, прав, то у него есть счастливая возможность показать католикам на  основании данного примера на не-безошибочность папы в делах веры. Дело в том, что в Католическом Катехизисе высказана мысль, прямо противоположная той, что автор приписал папе:

«Причастие Телу Христа Воскресшего, «оживотворенное Духом Святым и животворящее» (Св. Амвросий, О тайнах 4, 28), сохраняет, развивает и обновляет жизнь благодати, полученную при Крещении» (Кат., 1392. // Катехизис Католической Церкви. Культурный центр «Духовная библиотека», 2001. С. 337).

 

Не знаю, почему А. А. Ткаченко упустил такую возможность… Могу высказать подозрение, что он просто не заглядывал в сам текст Катехизиса, и не имел представления о том, что можно «уличить» папу. Во всяком случае, читатель ничего не узнает об учении Катехизиса о причастии «Телу Христа Воскресшего», так как в главке Официальные католические документы кон. XX – нач. XXI в. об этом нет ни слова.

Читал ли автор текст Катехизиса, или – нет, но в результате его трудов читатель получил искаженное представление о богословии Евхаристии Католической Церкви XX XXI вв.

 

Текст энциклики перевран, действительное учение католиков в XX - XXI вв. не изложено.

 

Вопрос:

КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ПУБЛИКУЕМЫХ В ПЭ ТЕКСТОВ?!  

 

P. S.
Продолжение следует.

ДОПОЛНЕНИЕ 03. 09. 08.

Мнение папы еще более очевидно из текста параграфа 70 энциклики, где  говорится:
He completely offered Himself and all His sufferings to God, and the immolation of the victim was brought about by the bloody death, which He underwent of His free will. But on the altar, by reason of the glorified state of His human nature, "death shall have no more dominion over Him"*, and so the shedding of His blood is impossible; still, according to the plan of divine wisdom, the sacrifice of our Redeemer is shown forth in an admirable manner by external signs which are the symbols of His death.

MEDIATOR DEI, 70

*Но на алтаре, по причине прославленного состояния Его человеческой природы, "смерть уже не имеет над Ним власти" (Рим. 6, 9)...

 


 

Tags: ПЭ, Таинства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments