"Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание -- не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком".
Нельзя нам сегодня забывать, что в Церковь нас привели и эти слова, привели такие вещи, как "Северная часовня" художника Виктора Попкова, как сцена покаянного плача Егора Прокудина -- после его "свидания" с матерью -- на фоне заброшенной церкви. Их боль, их страдание, их тоска по правде, тоска по Богу становились нашей болью, нашей тоской. Не в том, чтобы сладко спать и сытно жрать мы видели смысл, но -- жить по правде, по истине, жить по-Божески... Так мы понимали и "политику".
Шукшинское "будь человеком" было для нас противоположно фразе одного "либерала", сказавшего как-то в начале 80-х: "Я тоже, как люди на Западе, хочу почувствовать себя человеком, хочу видеть в магазине шестьдесят сортов колбасы".
Это нам нельзя "отдать за понюх табаку", за "бутерброд". Чтобы не заблудиться среди "праздников", не свернуть с пути к тому единственному Празднику, которого истинно жаждет душа.