Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Categories:

Катехизис от митр. Илариона Алфеева

В английской Википедии (статья Eastern Orthodox Christian theology)
http://en.wikipedia.org/wiki/Eastern_Orthodox_Christian_theology

есть замечательная ссылка (ведущая на сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата):

"An Online Orthodox Catechism published by the Russian Orthodox Church"

Вот что предлагается в виде Катехизиса:
An Online Orthodox Catechism
adopted from ‘The Mystery of Faith’ by Bishop Hilarion Alfeyev
http://orthodoxeurope.org/page/10/1.aspx

Совершенно непонятно, почему выдержки из книги митр. Илариона стали вдруг Катехизисом Русской Православной Церкви. Давно ли?
Мне совсем не хотелось бы считать РПЦ еретической. Но если в Катехизисе содержатся мысли, находящиеся в противоречии с прежними Катехизисами, то...
А вот пример вполне себе в духе не Православия, а католической Новой теологии:
"A different interpretation has it that the ransom was paid not to the devil, as he has no power over humans, but to God the Father. This point of view was articulated by some Western medieval theologians (in particular, by Anselm of Canterbury). They claimed that primordial humanity’s fall aroused God’s anger and that divine justice necesserily required satisfaction: as no human sacrifice could suffice, the Son of God Himself became the ransom in order to satisfy divine justice. Chirt’s death satisfied divine anger and grace was returned to the human race. The acquisition of this grace is impossible without certain merits like faith and good works. Since humans do not possess these merits, they can derive them from Christ and from the saints, who in their lives accomplished more good works than was necessary for their salvation, and so had them in abundance to share. This theory, which rose at the heart of Latin scholastic theology, bears a juridical stamp and reflects the medieval concept of an offended honour that demands satisfaction. According to this understanding, the death of Christ does not abolish sin, but merely liberates the human person from responsibility for it.

The Eastern Orthodox Church reacted to this understanding in the twelfth century... Every human being is recreated and renewed in Christ. The redemptive act of Christ was not accomplished for an abstract ‘mass’ of people, but for each concrete individual. ... It is in Christ that the whole history of the human race receives justification, perfection and absolute meaning, including the Fall and expulsion of humans from Paradise".

Прежде Церковь веровала иначе:
"Как через Адама мы подпали под власть греха, проклятия и смерти, так избавляемся от греха, проклятия и смерти через Иисуса Христа. Его вольные страдания и Крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение Правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью" (Свт.Филарет Московский. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви, 206).

Добавим, кстати, что иначе верует и предшественник митр. Илариона на его посту, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
"Понятие искупления тесно связано с понятием вины. Когда человек преступает закон, то следствием этого является виновность. И для получения прощения он должен искупить вину. Идея искупления связана с представлением о справедливости и укоренена в нравственной природе человека. Поэтому она присутствует во всех человеческих культурах. Понятия справедливости и вины входят в объем идеи искупления. Именно на этой нравственной базе основана юридическая норма, предполагающая наказание преступника за нарушение закона. Когда человека приговаривают к тюремному заключению, то общество тем самым не только стремится оградить себя от новой опасности, но и поставляет индивидуума в условия, где его вина будет искуплена чистосердечным раскаянием, трудом и страданием.
Первородный грех был преступлением против закона Божия и своим следствием имел вину. И для восстановления Божественной справедливости это преступление и этот грех должны были быть искуплены. Чисто теоретически можно было бы говорить о вселенском искуплении, в котором принял бы участие каждый человек — все, кто жил, живет и будет жить на земле. Но подобное невозможно в силу ограниченности человеческой личности и нравственной неспособности каждого добровольно принять на себя искупительные страдания. И тогда Бог, по Своей любви к людям и от имени рода человеческого, Сам совершает подвиг Искупления. Сын Божий вочеловечивается и, будучи совершенно безгрешным, принимает на Себя всю вину за грех человеческого рода, принося Себя в искупительную жертву Божественной справедливости" (http://arhiv.smoleparh.ru/slovo/cap84.htm).

PS По адресу http://orthodoxeurope.org содержится запись, что теперь официальный сайт находится здесь: http://www.mospat.ru/. Ни на русской, ни на английской страницах я Катехизиса от митр. Илариона не нашел. Надеюсь, он там и не появится. Однако это не меняет того факта, что иноязычные читатели, которые заходят на прежний сайт, до сих пор находятся в заблуждении относительно того, что же такое на самом Катехизис РПЦ, как же на самом деле верует Православная Церковь.

PPS Благодарен ув. Анониму за то, что обратил на это безобразие внимание:
http://kiprian-sh.livejournal.com/114345.html?mode=showspam&thread=4909481
Tags: Искупление, Последний экуменизм, митр. Иларион (Алфеев)
Subscribe

  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В МДАиС.

    "В учебниках догматического богословия среди свойств человеческой души обычно указывается такое свойство, как свобода. Однако, свободу нельзя…

  • О ДОБЛЕСТНЫХ В БРАНИ.

    Частенько встречаю неприятие слов свт. Афанасия Великого: «не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно.…

  • ФРАГМЕНТИК ИЗ БУДУЩЕЙ СТАТЬИ :)

    Прп. Максим Исповедник: «вещи, <…> принадлежащие одной и той же сущности и природе, непременно единосущны друг другу и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 87 comments

  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В МДАиС.

    "В учебниках догматического богословия среди свойств человеческой души обычно указывается такое свойство, как свобода. Однако, свободу нельзя…

  • О ДОБЛЕСТНЫХ В БРАНИ.

    Частенько встречаю неприятие слов свт. Афанасия Великого: «не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно.…

  • ФРАГМЕНТИК ИЗ БУДУЩЕЙ СТАТЬИ :)

    Прп. Максим Исповедник: «вещи, <…> принадлежащие одной и той же сущности и природе, непременно единосущны друг другу и…