Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Все ли люди во Христе?

Перечитывал текст Ларше, переведенный и выложенный некоторое время назад в сети Дм. Шабановым (http://logothet.livejournal.com/77744.html). Очень показательный текст. Вот, к примеру, такое прочтение прп. Максима Исповедника:

Можно рассмотреть <…> факт того, что личность Христа не была, как подчеркивает Максим, индивидуумом:
«Сложная личность Христа не является, строго говоря, индивидуумом. Потому что Она не имеет отношения к тому разделению, которое нисходит от более общего рода через низшие роды к конкретной форме и которое ограничивает в этой последней свое собственное бытие. Согласно мудрому Кириллу, именно по этой причине, Христу не может быть дано определения. Потому что Он не относится к множеству того, что различается по числу, ни, конечно, не обозначает сущность какой-то вещи. Не является Он, тем более, индивидуумом, относящимся к виду или роду, который мог бы быть описан по своей сущности. Но Он сложная Ипостась отождествляющая в Себе, в высшей степени, природное разделение крайностей и приводящая их в единство через соединение Своих собственных частей» (Th . Pol., 16. PG 91, 201D-204A).
Из этого мы можем понять, что Христос, не будучи индивидуумом, имел возможность не только объединить в Себе две природы – божественную и человеческую, но также объединить в Своей человеческой природе всех людей.


Не могу понять, что должно происходить в мозгах патрологов, чтобы они могли писать такую ахинею! Очевидно же, что прп. Максим говорит только о том, что ко Христу неприменимо понимание индивидуума как части рода и вида, что Христос не относится к некоему «роду Христов» как часть к целому. Но неспособность хоть сколько-нибудь старательно и нетенденциозно читать святоотеческие тексты приводит к бредовым выводам.

PS Кстати. Тут я узнал, что возникло мнение, будто я не пишу работу о проникшем в нашу Церковь учении (о восприятии Христом по воплощении всех человеческих ипостасей) в связи с каким-то «наездом» на меня. Испугался и заткнулся. Так вот, спешу сообщить, что кризис благополучно миновал, отвращение к составлению слов в предложения прошло, и работу я уже пишу.
Tags: Последний экуменизм, Сущность и ипостась
Subscribe

  • ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ.

    «...нет ничего необычного в возможной заявке на разработку собственной богословско-философской системы с новыми понятийными определениями. Это…

  • КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ИСКУПИТЕЛЬНОЙ ЖЕРТВЫ.

    Пару дней назад попросил помочь мне найти цитаты из текстов так наз. "юридистов" (включая и Ансельма), в которых говорилось бы, что…

  • МИТР. ЗИЗИУЛАС И СВТ. АФАНАСИЙ.

    Цитата из книги митр. Зизиуласа, приведенная в предыдущем посте, как и вообще понимание им "юридизма" основывается, в частности, на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments

  • ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ.

    «...нет ничего необычного в возможной заявке на разработку собственной богословско-философской системы с новыми понятийными определениями. Это…

  • КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ИСКУПИТЕЛЬНОЙ ЖЕРТВЫ.

    Пару дней назад попросил помочь мне найти цитаты из текстов так наз. "юридистов" (включая и Ансельма), в которых говорилось бы, что…

  • МИТР. ЗИЗИУЛАС И СВТ. АФАНАСИЙ.

    Цитата из книги митр. Зизиуласа, приведенная в предыдущем посте, как и вообще понимание им "юридизма" основывается, в частности, на…