Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Бальтазар о Шпейр. Продолжение 1.

В. ОДИННАДЦАТЬ ОСНОВНЫХ ТЕМ
1. Послушание - первая среди всех тем. Это - центральное понятие, на основе которого А. толкует Ветхий и Новый Заветы: в Иисусе Христе, основе откровения, послушание проявляется как путь, в котором Бог Отец может открыться и открывается Богу Сыну. Послушание не только фундаментальное христианское отношение (Фил. 2:7) к жизни (смерть ради искупления мира) но это и Троица: откровение вечной любви Сына к Отцу, и в этой покорной любви есть откровение любви Отца. Из Послушания следует любовь: предпочтение ТЫ моему Я. Из послушания и любви - вера (понятие ее в важном библейском смысле): предпочтение правды и понимания Тебя моей правде и пониманию.
Послушание - готовность всего Я для каждого и всех, ожидание совета и знака от возлюбленного Бога. И эта готовность не только ожидание (как бесстрастие), но и готовность подчиниться. Послушание - глубочайшая характеристика отношения Христа к Отцу, как и жены-Церкви ко Христу. Здесь учение о Марии выходит на первое место: "Мария - невеста, потому что она раба, мать, вечная девственница. Послушание в Церкви Марии – Господу; и в Господе - Отцу в Духе: это должно быть главной характеристикой христианской духовности.
Послушанию как необычайной готовности и покорности Богу в работах А. соответствует понятие «состояния миссии» (state of the counsels), которое понимается ее как основное и фундаментальное состояние христианина и Церкви: теологически и экзистенциально это самое непосредственное участие верующего в существование Христа и Церкви. Для человека в Библии послушание (в вере) соответствует страху перед Божественным (religio). И то, что в небиблейской религии остается скромной сдержанностью перед непостижимой пропастью, преобразуется в послушание, где эта бездна проявляет себя как свободный Бог, и таким образом как Deus semper major (всегда высший Бог).
Послушание А. было прекрасным и цельным. И естественные и мистические испытания доказывали это не раз. Все десять последующих тем можно определить, лишь основываясь на этом абсолютном повиновении. Ее душа была мягкой глиной, из которой Бог беспрепятственно мог лепить все, что Он желал. Она была столь предана, что Святой Дух отпечатлевал в ней основные аспекты библейского откровения, (ср. темы 6 и 10), чтобы впервые представить новое объяснение Христианства.
2. Второе важное понятие - воплощение. Это основа Нового Завета Христа и Марии. Как Блаженная Хильдегард фон Бинген, Адрианна фон Шпейр - доктор, на которого возложено врачевание всего тела, от физиологических, через психологические, до этических аспектов. В то время как она была протестанткой, она дважды была замужем. Однако ее мистическая автобиография (ПР 7) показывает, что брачные узы тяготили ее не сами по себе, а вследствие того, что она знала, что «телесная тайна», предназначенная ей, оставалась все еще сокрытой. В период католичества стало ясно, что Богу нужно ее тело во всех смыслах для воплощения и проверки ее послушания, в особенности же для точного и искреннего опыта Христовых Страстей (ПР 3: «Страсти»). Кроме того, это было необходимо и для познания других тайн (например, состояния Марии во время беременности, рождения ребенка, материнства, различных состояний, характерных для пребывания в чистилище и т.д.).
В связи с мистическим использованием ее телесности как пробного материала для всех христианских истин, связанных с Воплощением, возникает в дальнейшем особая задача: признать и ясно сформулировать в Христианстве теологическое значение всей полноты области пола (ПР 12 Пол и Любовь). В самом деле, А. (в отличии, например, от Терезы Авильской и других женщин-мистиков, которые были «менее восприимчивы» к эротическому в основном из-за незнания), сочетала в себе совершеннейшую наивность и трезвый реализм доктора в течение многих десятилетий, которые я знал ее. Она была создана для того, чтобы проникнуть в половую сферу с высоты Евангелия и евангельской мудрости, и нести глубоко в сердца очистительный огонь любви (fire of agape): "В этом мире, но не от мира сего". В этой особой мистической задаче она решила общую важную проблему мировых сообществ (светских институтов) (хотя конечно не в этой сфере), для которых ее работа в целом обеспечивает решающее теологическое основание: проникновение в мир без какой бы то ни было уступки миру. Она оставила общество для того, чтобы обрести трудное для христианина наследие. Нельзя отрицать, что основательница, по профессии практикующий врач (чему она полностью и страстно отдавалась), была чудесным образом подготовлена, даже с мирской точки зрения, к возложенной на нее миссии.
3. Третьим важным аспектом является исповедь. Это таинство, которое, согласно А., стоит рядом с Евхаристией, и восхваляется и толкуется в данной книге не только в этой теме, но и в комментариях к другим важным аспектам. В Евхаристии мы участвуем в приношении в жертву плоти и проливании крови; на исповеди мы принимаем Крест как искупление: всеобщая исповедь грехов в Одном Распятом, всеобщее прощение Отцом и Воскресение. Это христологическое понимание исповеди, тем не менее, принимает дополнительную окраску, связанную с Игнатием и Иоанном: исповедь – это акт послушания грешника Спасителю (и Церкви), акт, который требует идеальной прозрачности до основ души. Это попытка раскрытия (и, следовательно, истина) послушания, постоянная готовность к проявлению (Her-zeigen), отдаче (Her-geben). То есть привычные «конфессиональные отношения», соединенный вновь с верой, любовью и покорностью.
В некоторых из ее мистических трудов, используются эти откровенные, исповедальные отношения в качестве проверки святости: до какой степени тот или иной святой был готов ничего не скрывать, готов быть прозрачным до своих самых глубинных основ? Иоанническая встреча лицом к лицу света (благодати) и тьмы (грешника) - это богословие исповеди, в терминах которой она толкует (ПР 2) игнатианское требование в «Упражнениях» и «Ордене» отбросить всякую защиту. Безгрешная Раба Господня, которая открывает все перед Господом и все предоставляет в Его распоряжение, воплотила в Себе, конечно, самые совершенные откровенные отношения с Богом. Верные мистические аспекты этой полной беззащитности лежат в вышеупомянутом испытании ее послушания, но и, прежде в книге Всех Святых (ПР 1), в которой отношения и молитвы, жизнь святых всех периодов в истории определяется и судится по идеальным конфессиональным отношениям. Ясный ум А. фон вместе с прозрачностью ее миссии очень важны для нынешней эпохи. Евхаристия выходила на передний план в прошлые десятилетия, а исповедь, важное экзистенциальное таинство, страдала. A. четко разделяет эти таинства, руководствуясь душой в вере, и, с другой стороны, психологией и психоанализом.

Продолжение: https://kiprian-sh.livejournal.com/111580.html
Tags: Бальтазар, Последний экуменизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments