Киприан Шахбазян (kiprian_sh) wrote,
Киприан Шахбазян
kiprian_sh

Category:

Ханс Урс фон Бальтазар об Адриенне Шпейр

Привожу перевод Введения Бальтазара к посмертному изданию сочинений Адриенны фон Шпейр. Прошу читать внимательно. Есть потрясающие подробности. Вместе с тем прошу о снисхождении к переводу, имеющему предварительный характер.
Перевод А. Минаевой. Редактор перевода К. Шахбазян.

1. ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В ПОСМЕРТНОЕ ИЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

A. СТРУКТУРА МИССИИ АДРИАННЫ ФОН ШПЕЙР.
Многочисленные книги Шпейр, опубликованные в течение ее жизни, зачастую шокировали бесконечной широтой теологического и духовного горизонта, решительности и ясности ее позиций, той созерцательной силой, с которой она проникла в самые глубокие тайны веры. Они (книги), таким образом, свидетельствовали об удивительной харизме молитвы и жизни. Читатель словно смотрел на ярко освещенный пейзаж, будучи не в состоянии смотреть прямо солнце. В современных публикациях акцент делается на ее мистических работах (Посмертные Работы: ПР), открывающих суть этой совершенно необычной, возможно, даже несравненной миссии.
И хотя темы, представленные в этих книгах слишком разнообразны, и могут показаться не связанными друг с другом, они объединены четкой определенной задачей и выстроены чуть ли не в геометрическую фигуру, в которой, в один прекрасный момент, мы увидим всю простоту и фундаментальность миссии, что объединяет разные темы. В великих миссиях Церкви затронутые темы всегда влекут за собой ответы, которые небеса предлагают на открытые вопросы конкретной эпохи. Ответы, которые поколение, возможно, не ожидало (или выдумало их), и, возможно, не хотело услышать, но которые - если поколение готово к искупительному conversio (обращению) – помогают найти более фундаментальный путь, чем поверхностный совет, который дает эпоха.
Цель этого обобщающего введения - только попытка схематически изобразить основные принципы миссии А., необходимые «для овладения деталями», изобилие которых может запутать. Принцип прост, и все остальное логически следует из этого. Как только каждый поймет этот принцип, и сможет получить общее представление о «мистических» («эзотерических») работах, каждый откроет для себя остальные, общедоступные («экзотерические») работы, которые уже изданы или будут изданы.
Таким образом, становится ясно, насколько искусственно было бы проводить разделение между двумя группами работ, поскольку с публикацией последней был предложен только результат, без указания его происхождения и истории того, как он получился.
Сам тот факт, что было возможно сделать так, что изданные работы могли бы говорить сами за себя, без необходимости оправдывать себя обращением к их мистической составляющей; тот факт, что работы Адрианны фон Шпейр (и, следовательно, так же ее мистицизм) имеют объективный характер, может и должен быть квалифицирован как решающий критерий их подлинности. Нужно постоянно оглядываться на этот их объективный характер, когда мистические достоинства начинают вызывать опасения по причине их своеобразия и, таким образом, неправдоподобия (для богословского ума, мыслящего категориями).
Уже появившиеся в печати комментарии к Священному писанию и другие книги, были ей продиктованы. Она неожиданно начинала слышать голоса, после общей молитвы. И даже если А. не была сосредоточена на тексте Священного Писания, она говорила мирно и уверенно. Это было частью комментария, в процессе создания которого мог застать ее на любой книге Библии. И в молодости, и позже будучи врачом она не читала Священного Писания. Об этом говорится в двух томах ее биографии. Она диктовала быстро (так, что было нелегко за ней стенографировать, и мне часто приходилось просить останавливаться, чтобы я мог закончить предложение), около двадцати минут в день. Этот мирный рабочий ритм прерывался иногда внезапными «перемещениями», экстазами, опытами Страстей, «ада», «падений», видениями, слуховыми впечатлениями, и прочим. Обо всем об этом речь пойдет в данном издании.
Если эти книги проливают свет на ранние «экзотерические» работы, они также, без сомнения, косвенно отражают и жизнь своего автора, чья личность стоит в тени вопроса о герменевтике корпуса текстов; доказательства, касающиеся ее жизни и величия личности, здесь не собраны.
Само собой разумеется, что мы не будем пытаться доказать «подлинность» мистики Адрианны фон Шпейер; мы только представим документы, необходимые для освещения вопроса подлинности. Следующие тексты будут содержать в себе - феноменологически заключая в скобки все, что касается вопроса подлинности - исключительно освещение существенного контекста, заключающего в себе документы, восстанавливающие, например, голоса и мнения святых, а также выражение их воли.
В Ла-Шо-де-Фон на Рождество, шестилетняя Адрианна столкнулась с мужчиной, который слегка хромал и выглядел очень бедно. Он спросил ее, не хочет ли она пойти за ним, когда станет старше. Это был Игнатий Лойола. После своего крещения она видела его десятки раз. Его печать лежит на всем пути Адрианны, вся ее работа ознаменована именно им. И для тех, кто знает его, смелость ее планов, серьезность и глубину требований, становится понятным тяжесть этого бремени.
Впоследствии юная протестантка удивляла своих одноклассников и учителей наивными, но вместе с тем глубокими и ясными представлениями о иезуитах. После бесконечного ожидания своего крещения, она, наконец, встретила иезуита, который привел ее в церковь в 1940 году. Невероятная благодать, которую она обрела в последующие годы, прежде всего, связана с орденом иезуитов и новым развитием жизни Игнатия, предназначенной для Ордена. Это было уже после моего отделения от Ордена, которое стало необходимым в 1950 . Эта благодать непосредственно касается новых обществ, которые должны были быть основаны в Святом Духе, и через которые вся Церковь должна получать огромное богословское и духовное сокровище.
Но уже в детском саду, «мужчина» показывал маленькой девочке, как из кружочков, цветных карточек она может складывать не только буквы «I» и «L», но также и «J»: этот мужчина был другом, по имени Иоанн. Этот Иоанн, который написал последнее Откровение Иисуса Христа, и с которым у Игнатия сложились особые отношения на небесах. Богословие Иоанна Игнатий использовал в своей миссии. Иоанн был первым, кто однажды ночью достал из тумбочки Адрианны маленький Новый Завет и открыл его пролог. И потом, в течение долгих ночей он толковал Евангелие, Откровение и свои письма.
Игнатиево послушание (которое было всегда понимаемо в Suscipe как любовь) будет теперь интерпретировано в контексте Иоанновой любви. Эта любовь не только накладывает свой отпечаток на христологию, но (что, в конечном счете, то же самое) проникает также и в самое сердце учения о Троице.
Сравнительно с этим акцентом у Иоанна, в других книгах Нового и Ветхого Заветов упор делается несколько на другое: Петр и Иаков выступают с особым духом в комментариях на свои Послания. Что касается Павла, четыре послания которого было прокомментировано А., здесь чувствовалось небольшое, но заметное напряжение: его акцент на личность («Подражайте мне!») постоянно действует на нервы тому, кто обучен в духе Игнатия и Иоанна и посвятил себя абсолютной прозрачности и отказу от субъективности. Павел, кроме того, мало диктует, а, вместо этого, просто предлагает случайные «подсказки», оставляя толкование на А.
Что касается Ветхого Завета, то выделяются отдельные миссии ; А. толкует большие куски из Исаии, но прежде всего она выстраивает живые отношения с Даниилом, который по своей сути и по своей апокалиптической задаче является как бы предтечей Иоанна. Таким образом, отправную точку и направление миссии Адрианны фон Шпейер вкратце можно определить следующим образом: игнатианское, в новом, смелом и сильном выражении, предназначенном для нашего времени, расширенное посредством иоаннического, как окончательного толкования библейского откровения.
Мистическая харизма Адрианны фон Шпейер показывает нам, что подобное послушание из высочайшей любви Господь использует для придания ей формы сообразно Своей воле. То, что я попытался несколько лет назад проверить теологически под впечатлением того, что я наблюдал, это - существенная неотделимость charis и charisma (слава <Божия> и харизма) (так как освящающая благодать влечет за собой задачу и миссию) – было подтверждено в этой великой миссии уникальным способом: эта безоговорочная готовность на все (в терминах Игнатия: беспристрастность и послушание), которая дает божественной благодати возможность случиться и сотворить с человеком все, что содержится в Божием замысле. Что касается мистической составляющей, то это явно объективная мистика, потому что прозрачность послушного человека абсолютно исключает субъективные отклонения и искажения. Ибо эта прозрачность не что иное, как любовь, то есть, самая драгоценной вещь, которую личность в своей субъективности и в единении с благодатью может предложить Богу.

Не трудно предположить, что сравнительно с ранее упомянутым некоторым напряжением в отношении Павла, в сферее мистического можно было ожидать еще более сильную напряженность в отношении явно субъективно окрашенной мистики Святой Терезы, а так же со всеми формами церковной мистики, в которых на первое место выходит субъективность, а не прозрачность к слову Бога. То, что Бог пожелает играть на этом инструменте, невозможно было даже предположить. Однако очень ясно определенные и решенные темы игрались в течение многих лет. Неповторимые и отличимые одна от другой насколько возможно, они все же связаны невидимыми и крепкими нитями; и, действительно, рассмотренные более близко, они, оказываются чрезвычайно смелыми и неожиданными вариантами единственной, основной темы. Можно выделить одиннадцать основных тем, не нанеся вреда работе А., и кратко охарактеризовать особенности каждой из них и связь с другими темами.

Продолжение: https://kiprian-sh.livejournal.com/107250.html
Tags: Бальтазар, Последний экуменизм
Subscribe

  • РЕМИНИСЦЕНЦИИ.

    Мне в последнее время кажется, что, если все пойдет, как идет сейчас, то президент Зеленский мог бы стать героем фильма Висконти или Сабо типа…

  • БОЖЕ, БОЖЕ ВОЗВРАТИСЬ НА УКРАИНУ....

    Посмотрел выступление Зеленского "російською мовою", где он объяснял закрытие трех телеканалов. И как-то вдруг вспомнил песню, которую…

  • О РУССКОМ ФАШИЗМЕ

    Сейчас собираю адреса жертвователей. Так вот: Барнаул, Москва, Минск, Сергиев Посад, Балашиха, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Самара,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment